Самые популярные кумиры. Кумиры современной молодежи. Честно признаваться в своих слабостях и даже иногда позориться на публике - это нормально

Кумиры современной молодежи

Глава I

Значение слова «кумир»

Для определения значения слова «кумир» мной рассмотрены формулировки из толкового словаря Даля. «Кумир - изображение, изваяние языческого божества; идол, истукан или болван. Предмет бестолковой любви, слепой привязанности». «Кумир - статуя языческого божества. Предмет восхищения, поклонения».

В религиозной культуре маленького народа возникло это чудо? За двенадцать веков до Помпеи Бог заключил завет с народом, который Он вывел из египетского рабства. Условием завета было строгое соблюдение десяти заповедей, среди которых была и заповедь «Не сотвори себе кумира».

Идолопоклонством становится и служение воображаемому образу Бога, и почитание конкретного человека, приписывание ему божественных качеств. Пристальное внимание молодежи к «кумирам» тоже часто граничит с религиозным поклонением. Кумиротворение неизбежно тогда, когда человек утрачивает способность ясно осознавать. Предмет, ставший кумиром, может быть и хорошим, и незаменимым в другом его качестве, но едва лишь человек возложит на него надежды, которые способен оправдать лишь Бог, предмет этот превращается в коварного идола. Все человеческие кумиры могут служить для человека центрами жизни.

Сегодня кумиры входят в жизнь людей группами, взаимно дополняя друг друга. Одни из них будто бы способны подменить имманентность Бога (присущее его природе) и удовлетворить человеческую нужду в благополучии. Другие имитируют Его трансцендентность (недоступность познанию), пытаясь удовлетворить нужду в осмыслении человеком сущности бытия. Так в современном обществе потребления из популярных «идолов вблизи» почитаются обещающие благополучие - богатство, власть и знание. Считается, что от них зависят жизненный уровень, успех, признание. Их дополняют «идолы вдали» - прогресс как движущая сила бытия, судьба и случай как космические правители, освобождающие от моральной ответственности.

Когда тысячи, а то и миллионы подростков вдруг начинают бешено любить (фанатеть) от какого-нибудь одного актера или певца, собирать и аккуратно наклеивать в альбом любое упоминание о нем, часами и сутками стоять под окнами его квартиры и ненавидеть всех, кто этого самого певца или актера недостаточно любит и ценит - что это такое? С одной стороны, все тоже разделение на своих и чужих.

Своих и чужих - это больше подходит к референтной группе. Это группа значимых для человека людей, к мнению, советам которых данный конкретный человек прислушивается, от чьих оценок зависит его самоощущения. Это те люди, которым он сам отдал право «судить» себя, которым он готов давать и принимать от них искреннюю обратную связь. Референтная группа есть у многих людей. Её количественный состав может варьироваться, но в современном городском обществе она, как правило, не особенно многочисленна. Референтная группа может ограничиваться рамками семьи, а может совсем не включать её. Это может быть группа одноклассников или коллег по лаборатории, армейские сослуживцы или туристическая группа, студенческая компания или скамеечное общество старичков или старушек. Часто, но не совсем точно, референтную группу обозначают словосочетанием «своя компания». В основе существования референтной группы лежит древнейшее разделение на своих и чужих. Своим я доверяю, и они мне доверяют, своих я в случае чего буду защищать, и сам могу рассчитывать на их помощь и поддержку. С чужими все наоборот. Понятно, что изначально своими был свой род, свое племя, а чужими все остальные. Сегодня мы живем отнюдь не в условиях родоплеменных отношений, но разделение на своих и чужих вполне живо в нашем менталитете. В самом деле, ведь нельзя доверять абсолютно всем. Значит надо как-то выбирать.

В подростковом и юношеском возрасте, по мнению психологов, это происходит чаще, потому, что есть определенные психологические предпосылки, связанные с развитием личности, ее становлением. Ребенок отрывается от родителей, старается найти свое место в обществе, определить свою роль, позицию. В этот момент утраты своего места в семье появляются люди, которые помогают социализироваться, создавая некую иерархию идеалов.

Естественно, что для еще не окончательного развитого интеллекта подростка все потребности реализуются через персонификацию, через конкретного человека, через кумира. В зависимости от сферы интересов, семьи, интеллектуального развития молодых людей этим Кумиром может стать практически кто угодно. Пахан банды, писатель Толстой, герой кинофильма Бэтмен. Понятно, что чаще всего в роли кумиров выступают актеры, эстрадные певцы и музыканты. Сама их деятельность насквозь публична и, в общем- то рассчитана на публичное восхищение поклонников. Кумиры бывают разные и всем это известно.

Роль кумиров в формировании личности

По мнению ученых педагогов, психологов одной из характерных черт «экспериментального поведения» и поиска своего «я» свойственных юношеству, является подражание. Ни для кого не секрет, что будучи в подростково-юношеском периоде, многие заполняют анкеты: там всегда присутствует вопрос, есть ли у тебя кумир, кто он? Следовательно, этот вопрос очень важен для них. Кумир определяет эмоциональный и эстетический вкус. И, обращая внимание на того, кто для кого является кумиром подростки строят отношения в своей среде.

Ученые, рассматривая данный вопрос, выделяют как положительные, так и отрицательные стороны подражанию кумирам. «Порой почитание знаменитостей может приближаться к идолопоклонничеству, но это, как правило, не наносит вреда. Если его кумиры не отрывают подростка от реальности, то ничего в этом страшного нет. Если его страсть встала на пути нормальных отношений и разумной оценки своих умений и способностей, тогда в этом можно увидеть потенциально нездоровое явление. Если девочка день и ночь глядит на фотографию придуманного возлюбленного, вместо того чтобы встречаться с настоящими мальчиками, или если она хочет подражать своему любимому поп - идолу, не обладая ни слухом, ни голосом, тогда воображаемые отношения препятствуют нормальному образу жизни...».

Данные социологических исследований о кумирах современной молодежи

«Наша молодежь дезориентирована и, в большинстве своем, не имеет действительно положительного образца для подражания...» - главный вывод социологического опроса, который провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Социологи опросили респондентов в возрасте от 18 до 24 лет. Их интересовало - кого молодые люди считают своими кумирами? И вот что они выявили: «На первом месте оказались представители так называемой «поп - культуры» и «золотая» молодежь. Им отдали свои симпатии 52% респондентов. Далее находятся олигархи и представители бизнеса. Они набрали 42 %. Впрочем, весьма многочисленная группа молодежи отдает свои симпатии к спортсменам (38 %). Это уже ближе к нормальной ситуации. Однако возникает вопрос - а как же быть с военными, учеными, испытателями, путешественниками? Увы, они не оказались в числе кумиров. Зато 30 % респондентов объявили таковыми героев телесериалов. Лишь на пятом месте находится президент России Владимир Путин (14 %). И это несмотря на его высокий рейтинг! В данном случае мы видим, что молодежь не особенно привлекает образ волевого и в меру жесткого политика, которым предстает Путин.

Эти же данные подтверждают и другие соц. опросы « В числе тех, кого, но мнению россиян, можно назвать кумирами нашей молодежи в настоящее время», респонденты чаще всего указывают фамилии тех или иных певцов, музыкантов (15%), а также политиков (15%).

Глава 2

2.1 Методика и тактика исследования
Методы исследования.

Исследование проводилось с помощью анкетирования

Базой исследования стали школьники и учителя МОУ СОШ №3 г. Георгиевска.

Анкеты состоят из нескольких блоков. Полученные данные в ходе анкетирования обработаны методом вариационно-статистического анализа.

Бланк анкеты и опросника см. в приложении.

2.2 Анализ полученных данных.

Мною было опрошено 25% учителей школы. Для подтверждения или опровержения нашей гипотезы необходимо было выяснить:

    нужны ли кумиры современной молодежи?

    зачем нужны?

    знают ли они этих кумиров?

    были ли у самих педагогов в детстве кумиры?

Преподаватели единогласно считают, что кумиры нужны. Нужны для того, чтобы «стать успешным», «сформировать личность», для поиска «идеала» или «образца социальной культуры»

Ведь у них в подростково - юношеском периоде были кумиры: Ю. Шатунов из «Ласкового мая», В. Высоцкий, герои кинофильма «Гардемарины, вперед» и «Приключения Электроника», книги Л. Кассиля «Кортик». Кроме того, исследования среди учителей показывают, что наиболее значимые для них люди, повлиявшие на выбор жизненного пути, как правило, или учитель или тот человек, к которому они пришли как молодые специалисты, старший начальник или родители. Учителя нашей школы предположили! Что у школьников обязательно есть кумиры, обладающие следующими качествами: порядочностью, успешностью, внешней и внутренней красотой, целеустремленностью. По их мнению, это...

представители шоу бизнеса(поп -звезды)

спортс мены

персонажи

криминаль

элементы

политики

Д. Сахаров

Г. Поттер

В.В.Путин

А. Розенбаум

II. Капица

Гардемарины

Ю. Лужков

В. Высоцкий

В.Жиринов ский

Д. Медведев

К. Собчак

И. Крутой

М. Галкин

Ф. Киркоров

Р.Рострапович

В.Спиваков

А. Волочкова

Д. Хворостовский

Кого же выбирает современная молодежь в качестве кумиров?

Мною было опрошено 92 респондента. 66% опрошенных признают, что кумиры нужны для того, «чтобы было на кого равняться», «стремиться к лучшему». Чтобы стать кумиром, человек должен быть:

    Популярным в обществе

    Быть лидером

    Иметь незапятнанную репутацию

    Обладать профессионализмом

    Иметь красивую внешность

    Быть образованным и обаятельным

    Модно и стильно одеваться

Что необходимо кумиру, чтобы стать кумиром?

Нужна некая харизма - совокупность личностных особенностей, то, что мы называем изюминкой. Необычность, которая позволяет обращать на себя внимание. Умение себя подать, выделиться из толпы.

34% считают, что в кумирах нет необходимости, что человек должен быть самим собой, «влюбляться в кумиров это глупо», «они влюбляются в мечту», «лучше любить близких людей».

59% хотели быть похожими на своих родителей (девочки на маму или сестру, мальчики на папу или дедушку) за их трудолюбие, ум, характер, доброту, изобретательность, успех, мудрость и терпение.

40% не выбирают родителей в качестве кумира. Это может говорить о том, что ребята не включают в сферу своих референтных лиц из близкого окружения.

Может, они хотят равняться на своих учителей?

По результатам анкетирования 81% не видят в учителе личность достойную подражанию, но 19% считают, что учитель может быть кумиром за такие качества, как: талант, эрудиция, интеллект, терпимость, пунктуальность, умение находить контакт с разными подростками.

Респондентам было предложено перечислить известных людей на кого, они хотели бы быть похожими. Все указанные имена расположили по сферам их деятельности:

Представителей политики выбирают 18,4 % опрошенных.

Шоу бизнеса - 34 %.

Культуры и искусства - 15,7 %.

Персонажи известных фильмов, книг - 21 %.

Представители наук - 10,5 %.

Сфера деятельности потенциальных кумиров

Чьи имена назвали студенты?

Итак, на первом месте оказались представители так называемой «поп - культуры» или шоу-бизнеса. Им отдали свои симпатии 34% респондентов. Среди кумиров этой категории, чаще всего из представителей отечественной эстрады встречаются: Максим Галкин, Марат Башаров, Дима Билан; зарубежной: Бандерос, Бритни Спирс, Анжелина Джоли, Бред Пит, Шакира. Чем они привлекают современную молодежь? Прежде всего, в рейтинге привлекательных качеств, свойств - известность и популярность. Кроме того, красивая внешность, материальное благополучие, профессионализм, успех, энергичность и решительность.

Далее в рейтинге современных кумиров политические деятели. Им отдали предпочтение 18,4% опрошенных. Круг популярных политиков невелик, старшеклассники в качестве своих кумиров называют Президента РФ Д.А. Медведева, В.В. Путина и лидера ЛДПР В.В. Жириновского.. Таким образом, можно предположить что, современную молодежь привлекает как образ волевого и в меру жесткого политика, которым предстает наш президент, так весьма заметного на политической арене своей непредсказуемостью, умением привлечь внимание лидера либерально-демократической партии, которого можно смело отнести к представителям шоу-бизнеса.

Третье место (15,7%) в иерархии современных кумиров школьники отводят киногероям (Гарри Поттер. Фандорин, Джек Воробей, персонажи из «Властелина Колец»). В принципе неплохой выбор для подражания. У них есть чему поучиться. Но вероятность того, что эти молодые люди склонны жить в выдуманном мире, симпатизируя не столько реальным людям и социальным группам, сколько тем образам, которые создаются актерской игрой, высока. Это показатель того, что сознание некоторой части молодежи виртуализируется.

Итак, в основном в «героях» современных студентов ходят «попсовики», политики и киногерои. Возникает вопрос - а как же быть с военными, учеными, испытателями, путешественниками?

Анализ данных показал 10,5% школьников, выбрали в качестве своих кумиров представителей науки. Отмечая их ум, изобретательность. Эта часть молодых людей хочет быть похожей на (не много, не мало) Эйнштейна, Менделеева, Леонардо да Винчи. Однако нельзя не отметить, что ими не упомянут в данном контексте ни один российский представитель современной науки.

К сожалению, российских спортсменов не оказалось в списке кумиров. А как же наши олимпийские чемпионы? Как же наши мировые рекорды? Имена, перед которыми приклоняется весь мир (Павел Буре, Алексей Немов, Светлана Хоркина, Евгений Плющенко, Евгений Кафельников, Александр Фетисов?)

Если обобщить все ответы, то они сводятся к тому, что на формирование кумиров сильно влияет мода.

Таким образом, можно предположить, что сегодня в фокусе внимания молодежи интересы, прежде всего направленные на личностную самореализацию, материальное преуспевание и соответствие современным канонам красоты. Да и само понятие «кумир» перемещается из плоскости некого идеального образца для подражания к пониманию кумира как человека, олицетворяющего быстрый успех в жизни, как правило - без оценки того, как этот успех был достигнут. Также привлекают внимание молодежи персонажи, обладающие мощным энергетическим посылом, неким «драйвом». Естественно, в этом качестве лидирующие позиции занимают звезды телеэкрана, представители шоу-бизнеса, киногерои, политики.

Лишь небольшая часть опрошенных в качестве кумиров видят представителей науки, искусства, спорта.

Установили, что большинство школьников привлекают люди успешные, известные, достигшие высокого социального и экономического положения. Но не всегда то, что привлекает внимание и интерес, действительно вызывает стремление следовать этому. Молодой человек может констатировать, что тот или иной певец, актер или актриса ему нравятся, но в то же время, понимать, что это не его путь. Соответственно, и его усилия будут направлены на разные вещи - от достижения поставленной цели в мире, например, известности или славы, до работы над собой, чтобы пробудить и развить в себе схожие с кумиром качества.

Итак, у большинства современных юношей и девушек есть объект восхищения и преклонения, человек которому хочется подражать. К чему обязывает наличие кумира? Какую роль в его жизни играет значимый человек?

Роль кумира в жизни современного школьника

Анализ данных показал:

Значительная часть обладателей кумира, живет в стремлении лично с ним познакомиться; 28%. Большинство респондентов (26%) наличие кумира обязывает к сбору информации о жизни героя. Студенты стараются смотреть все передачи о своем кумире, читать книги и журналы. Кто-то увешивает комнату фотографиями, кто-то ходит на концерты в надежде получить автограф.

На третьем месте(14%) стремление развить в себе такие же профессиональные качества.

Лишь некоторой части (12%) присуще стремление подражать своему кумиру в манере одеваться, делать макияж и прическу. Небольшая часть опрошенных 10% стремятся обладать личностными качествами кумира (быть таким же добрым, великодушным, справедливым....). Такая же по численности группа молодых людей старается перенять манеру поведения своего кумира. Таким образом, большая часть респондентов озадачена лишь поиском новой информации о личной жизни кумира, его жизненных приоритетов, желаний, планов... Личное знакомство - предел желаний для каждого третьего. Небольшую часть опрошенных привлекают кумиры своими профессиональными и человеческими качествами.. Лишь каждого седьмого наличие кумира толкает на личностный и профессиональный рост. Несмотря на то. что не все респонденты признают необходимость наличия кумиров, 50% из них хотели бы стать примером, кумиром для молодежи. Однако не мешало бы помнить, что одного желания мало необходимо развивать в себе многие качества.

Глава III. Заключение

3.1 Выводы

1.У большинства современных мальчишек и девчонок есть объект восхищения и преклонения, человек, которому хочется подражать.

2.Кумиры школьников и учительства различны.

3.Большая часть опрошенных моделируют свое поведение, копируя самых близких ему людей, таких, как родители и учителя и одноклассники. Постепенно ближайшее окружение ребенка теряет свою привлекательность и перестает быть объектом для подражания.

4.Основаниями для подражания являются: хорошая учеба, умение быть интересным собеседником, модная одежда, красивая внешность, обеспеченная семья, привлекательность для большинства.

    Процентное соотношение желаемых качеств неодинаково - на первом месте - хорошая учеба, умение общаться и модно одеваться.

    В основном в «героях» современных студентов, проживающих как в столице, так и в глубинке ходят «попсовики», политики и киногерои.

    Сегодня в фокусе внимания молодежи интересы, прежде всего направленные на личностную самореализацию, материальное преуспевание и соответствие современным канонам красоты. Да и само понятие «кумир» перемещается из плоскости некого идеального образца для подражания к пониманию кумира как человека, олицетворяющего быстрый успех в жизни.

8. В представлении кумиром современного молодого человека должен быть тот, кто обладает следующими качествами: патриотичность, мужественность, целеустремленность, волевые качества.

9.Описывая своего кумира, ребята не показывают средств достижения этих благ, что позволяет судить об отсутствии четко сформированных жизненных целей и перспектив будущего в период самоопределения.

10.Существование кумира в жизни современного школьника обязывает последнего к постоянному сбору информации, попыток познакомиться и внешней идентификации. Лишь каждого седьмого наличие кумира толкает на личностный и профессиональный рост.

Выбор кумира отражает измерения нашего внутреннего мира, уровень ценностей, на которые мы ориентируемся. Поэтому очень важно осознать свои предпочтения. Ведь подражание кумирам может направить наши усилия на разные вещи - от достижения поставленной цели в мире, например, известности или славы, до работы над собой, чтобы пробудить и развить в себе схожие с нашим героем качества. Причем, в последнем случае конкретные достижения самого героя оказываются не столь важны. Важно, ради чего и как мы стремимся к ним. В этом и есть практическая значимость нашей работы. Как взрослым, работающим с молодежью, относиться к кумирам? Прежде всего, знать о них. Не запрещать, а формировать положительные образы и развенчивать отрицательные. Запретный плод сладок. Если будем запрещать, то молодежи ничего не остается, как верить в то, что запретно. Если запрещают, значит, это хорошо, значит, это интересно. Другое дело - потакать всему, тоже может привести к нежелательным результатам. Поэтому, педагогам на наш взгляд, важно иметь представление о молодежных кумирах, уметь объяснять свою позицию взрослого, приводить собственное мнение. Но все-таки, право выбора оставлять за молодежью, с учетом каких-то особенностей - все-таки, другое поколение. Когда мы, взрослые, берем на себя обязанность развенчивать что-то, тогда мы не даем право выбора и не ставим молодого человека в ситуацию самостоятельного выбора, предполагающего ответственность за него как во взрослой жизни.

3.3 Глоссарий

Референтная группа- группа значимых для человека людей, к мнению которых он прислушивается.

Кумир- статуя языческого божества; предмет восхищения, поклонения.

Подражать - делать что-нибудь по какому- нибудь образцу.

Имманентность - присущее природе самого предмета; пребывание в чем- либо; внутренняя связь, в противовес внешней.

Трансцендентность- недоступность познанию, находящийся за пределами опыта.

Иерархия- порядок подчинения низших высшим.

Харизма - совокупность личностных особенностей.

« Драйв»- (англ.) - энергия, сила.

Ориентир - предмет, по которому устанавливают свое местоположение, направлении движения.

Современный - относящийся к одному времени, эпохе с кем- либо; теперешний; стоящий на уровне своего века, не отставший.

Приложение №1

Анкета для учеников

Уважаемые ребята, приглашаем вас принять участие в социологическом исследовании «Кумиры современной молодежи» Ваш пол (муж жен)

Хотелось бы вам быть похожими на своих родителей?

Если да, то в чем?

Могли бы вы назвать кого-нибудь из родителей своим кумиром?

Хотелось бы вам быть похожим на своего учителя?

Если да то в чем?

Могли бы вы назвать учителя своим кумиром?

Есть ли в вашем классе, школе человек, которому хотелось бы подражать?

Если да, то, какими качествами он обладает? (подчеркните подходящее утверждение или предложите свой вариант ответа)

имеет красивую внешность

модно и стильно одевается

из богатой семьи

хорошо учится

интересный собеседник

нравится большинству однокурсников

свой вариант ответа

Если да, то для чего?

Если нет, почему?

Какими качествами должен обладать кумир? __

Перечислите имена известных людей, на которых вы бы хотели быть похожими

сфера деятельности

качества, которые вас восхищают

представители

политики

представители

шоу-бизнеса

представители

культуры и искусства

персонажи известных

фильмов и книг

Напишите имя человека, которого вы могли бы назвать своим кумиром. Подчеркните утверждения, которые вам подходят

стараюсь также одеваться как он (а)

стараюсь также выглядеть (прическа, макияж и т.п.)

стараюсь перенять его (ее) манеру общаться

стараюсь развить в себе такие же личностные качества

стараетесь развить в себе такие же профессиональные качества

смотрю с моим кумиром все передачи, фильмы и т.п.

не пропускаю новые концерты

развешиваю его (ее) фотографии в квартире

посвящаю ему (ей) все свободное время

постоянно стараетесь узнать о нем что-то новое

стараюсь, вести себя так, как, по моему мнению, вел бы себя кумир

пишу ему (ей) письма

мечтаю с ним (ней) встретится

хочу, чтобы он узнал обо мне

свое утверждение

Как вы относитесь к людям, которые влюбляются в своих

кумиров? .

Происходило ли это с вами?

Хотите ли вы сами стать кумиром для подростков?

Приложение №2 Анкета для педагогов

Уважаемые педагоги, приглашаем вас, принять участие в социологическом исследовании «Кумиры современной молодежи »

Нужны ли современной молодежи кумиры?

Если да, то для чего?

Если нет, почему?

Какими качествами должен обладать кумир?

Знаете ли вы кумиров современных школьников? Если да, перечислите?

Считаете ли вы, что подражание современным кумирам может положительно влиять на формирование жизненных ориентиров молодых людей?

Если да, то почему?

Если нет, почему?

К какой профессиональной группе относятся, по вашему мнению, большинство кумиров современной молодежи?

Назовите имена известных людей, которые на ваш взгляд могут быть достойными кумирами современной молодежи.

представители политики

представители шоу-бизнеса

представители культуры и искусства

персонажи известных фильмов и книг

Есть ли в вашем, образовательном учреждении педагоги, которые являются для школьников кумирами?

Есть ли у вас школьники, которые являются кумирами для других подростков?

Какими качествами они обладают?

Есть ли у вас кумир? Если да, напишите кто это

Был ли у вас кумир в детстве? Если да, напишите кто это?

Сыграло ли наличие кумира какую-то роль в вашей жизни? Если да, то какую?

Список литературы

1. Толковый словарь русского языка для школьников / Сост. Ю.В. Алабугина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 408 с.

    Советский энциклопедический словарь, М., Советская энциклопедия. 1989

3. Толковый словарь. В. Даля, государственное издательство иностранных и

национальных словарей, 2 том. М., 1955

5.Учительская газета 2001 г. № 52, « Идеалы и кумиры», стр.8

6.Ваш непонятый ребенок. Е.В. Мурашова. Дрофа 2002 г., стр.381-399

7. Е. Омельченко « О молодежи», Ярославский Государственный Университет, 2004г.

    Анна Шварцвебер. «Каков ваш внутренний возраст?», ж. Психология №2/2007

10. М.Н. Колоткин. Социология, гл.1 О/Сибирская государственная геодезическая академия, 2005г.

11 .Англо-русский словарь./ под ред. Джулии Хинтон/,С-Петербург,2005г.

    Современный словарь иностранных слов / М.» Цитадель», 2000

    Словарь русского языка СИ.. Ожегов/ М.ОНИКС «Мир образования», 2003

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

У каждого поколения появляются свои кумиры, которые не всегда понятны предыдущему. Современную молодежь, родившуюся после 1999 года, причисляют к поколению Z, которому свойственны вполне определенные черты. На самом деле «зеты» очень сильно отличаются от миллениалов и проповедуют совсем другие ценности. Конечно, это накладывает отпечаток на то, кого они считают примерами для подражания. Постмиллениалы все больше фанатеют от тех ребят, которые сделали себя сами. Им больше не нужны звезды с «фабрик», потому что рулят соцсети. От девочки из соседнего подъезда до звезды мирового масштаба сегодня один клик, поэтому главный посыл нового поколения таков: будь самим собой и живи своей жизнью.

Мы в сайт стараемся идти в ногу со временем, поэтому решили выяснить, что ценят подростки в знаменитостях и какие они, кумиры наших детей.

1. Казаться лучше, чем ты есть, больше не круто

Поколение Z, пришедшее на смену эпохе глянца и гламура, гораздо больше ценит стремление к натуральности и простоте. В одежде представители этого поколения предпочитают непритязательный стиль, а не роскошь и показное богатство. Возможно, все дело в том, что «зеты» не так стремятся приукрасить себя, как их предшественники - миллениалы. Например, супермодель Кендалл Дженнер щеголяет в брендовых вещах на подиуме, а в обычной жизни предпочитает демократичный стиль нормкор . Кроме того, она не пытается казаться лучше и не стесняется выкладывать в Instagram свои фото без макияжа и ретуши - подобное было немыслимым для звезд середины нулевых.

Другой пример - певица Билли Айлиш. Ей нет еще и 18, а по ней уже сходят с ума миллионы молодых людей во всем мире. Она носит бесформенную яркую одежду сумасшедших расцветок, поет депрессивно-дерзкие песни в странной манере и всем своим видом буквально кричит: «Мне совершенно плевать, что обо мне подумают окружающие». А еще Билли не скрывает, что страдает синдромом Туретта.

2. Честно признаваться в своих слабостях и даже иногда позориться на публике - это нормально

Продолжением предыдущего тренда стал запрос на честность и открытость. Современной молодежи нравится, когда знаменитости ведут себя так же, как обычные люди. Звезда сериала «Игра престолов» Софи Тернер - яркий тому пример. Да, она умеет и любит одеваться стильно: недаром ее сделали послом бренда Louis Vuitton. Однако в обычной жизни Софи ничем не отличается от своих фанатов и с удовольствием носит шорты, майки, кеды. Девушка признавалась в интервью, что предпочитает одеваться удобно и вообще часто чувствует себя сорванцом. А еще поклонникам очень нравится наблюдать за отношениями Тернер с ее мужем - музыкантом Джо Джонасом. Пара любит вместе дурачиться и шутить - в интернете полно снимков, где влюбленные не позируют на камеру, чтобы казаться идеальными, а просто наслаждаются обществом друг друга.

Еще один пример искренности - восходящая звезда Голливуда 23-летняя актриса Зендая, наиболее известная как «девушка Человека-паука». Она стала кумиром не только потому, что ей удаются разноплановые и крутые роли, но также потому, что девушку сложно заподозрить в фальши и пафосности. Зендая честно говорит, что сама ведет свои соцсети, а также самостоятельно выбирает одежду и макияж для важных мероприятий. Кроме того, она не притворяется лучшей версией себя и признается, что любит побаловать себя вредным фастфудом, «залипнуть» в интернете и посмотреть «Гарри Поттера». Конечно же, такая откровенность подкупает, потому что каждый может сказать про себя нечто подобное.

3. Заботиться об окружающей среде и экологии - это модно

Молодые люди поколения Z гораздо больше стремятся сделать что-то действительно важное не только для себя, но и для человечества в целом. Их заботят проблемы экологии, они стремятся сделать ценные научные открытия, часто занимаются волонтерской деятельностью и социальным предпринимательством.

Помните девочку, которая танцевала в популярном клипе певицы Sia «Chandelier» , набравшем 1,9 млрд просмотров на YouTube? Ее зовут Мэдди Зиглер, и сегодня она известна не только как танцовщица: в свои 16 лет Мэдди уже успешно занимается бизнесом и сотрудничает с благотворительными фондами. Так, несколько лет назад она участвовала в кампании по оказанию помощи хронически больным молодым людям, а также детям, живущим в приютах. Кроме того, Зиглер принимала участие в благотворительных концертах, чтобы профинансировать программы обучения танцам для бедных детей. Девушка говорит, что хочет изменить мир к лучшему с помощью искусства и филантропии.

Также среди кумиров нынешней молодежи много тех, кто помогает заботиться об окружающей среде. Например, королева красоты Индонезии 2017 года Ачинтья Нильсен активно участвовала в проекте по созданию экологически чистых школьных автобусов в своей стране. Ачинтья стала настоящим инфлюэнсером среди молодежи и всячески продвигает идеи экосознательности.

4. Ирония над гламуром и странный внешний вид - залог успеха

Постмиллениалам уже неинтересен мир фотошопа и «сделанной» красоты, поэтому «зеты» любят тех звезд, которые посмеиваются над гламуром. Неудивительно, что в центре внимания оказываются те, кто больше не относится к себе и моде слишком серьезно. Скажем, кумир молодежи актер Эзра Миллер регулярно эпатирует прессу и фанатов своими экстравагантными костюмами. Эзра красит губы, носит каблуки и леопардовые шубы, но при этом его называют чуть ли не иконой стиля. Видимо, все дело в том, что во всех этих образах он выглядит весьма органично. А еще это вполне соответствует его образу жизни: актер играет в квир-инди-группе Sons of an Illustrious Father и живет с семьей на ферме в Вермонте, где выращивает шафран и доит коз.

Еще один пример того, что оригинальность ценнее стандартной красоты, - британская певица Дуа Липа. Она недавно снялась в ролике Adidas, где говорится о том, что эволюцию двигают творчество и нестандартные решения. Сама Дуа признается, что любит относиться к одежде с юмором: сегодня она может блистать в роскошном платье, а завтра - надеть гавайскую рубашку и треники. Главное, что человек определяет моду, а не наоборот.

Кажется, все это идет звездам только на пользу, потому что демонстрация своей жизни без прикрас - важная философия среди представителей поколения Z. Кажется, эпоха натянутых улыбок и неестественных поз ушла в прошлое.

Кстати, этот же тренд породил еще одну особенность «зетов»: они ценят нестандартную внешность, а не красоту под копирку. Когда пластические операции стали доступны почти всем, точеные носы и пухлые губы перестали быть ценностью. Поэтому женщины с идеальными, но «сделанными» лицами вроде Ким Кардашьян кажутся молодежи устаревшими идеалами.

5. Рулят гендерная нейтральность и пансексуальность

Современные молодые люди не любят загонять себя в рамки, поэтому они гораздо шире смотрят на вопрос гендерной принадлежности. Для них не столь важно, женщина ты или мужчина, - главное, какой ты человек. Недавний опрос показал, что только 63 % современных подростков в Европе относят себя к гетеросексуалам, а каждый пятый указал на свою бисексуальность. Поэтому все эти условности вроде того, что только девочки могут носить юбки и пользоваться косметикой, для поколения Z не существуют. Например, 20-летний Джеймс Чарльз, бьюти-блогер с миллионами подписчиков, рассказывает в YouTube о том, как наносить макияж, и делает обзоры косметики. При этом у молодого человека серьезные проблемы со зрением: без специальных линз он видит лишь большие предметы и людей, а все остальное - как в тумане.

Обратный пример гендерной нейтральности - певица Элиот Самнер. Кстати, она дочка легендарного музыканта Стинга. Девушка не стремится подчеркивать свою женственность, выставляя на первый план творчество, а не пол.

Через подражание и поклонение различным молодёжным кумирам проходят очень многие дети и подростки, и нередко это становится настоящим испытанием для их родителей. Действительно ли детям нужны кумиры? В каких случаях это может быть опасным? Можно ли извлечь из «кумиромании» какую-то пользу для развития ребёнка?

Ролевые модели и образцы для подражания

Детско-юношеский период во многом основан на копировании поведения взрослых. В первые годы жизни образцами для подражания и ролевыми моделями для ребёнка являются его родители. Ну, а в подростковом возрасте, когда нужно всячески доказывать свою независимость от мам и пап, жизненными ориентирами для многих юношей и девушек очень часто становятся успешные, богатые и знаменитые люди из самых разных сфер жизни.

Конечно, далеко не все мальчики и девочки проходят через эту стадию, но количество «болеющих» «кумироманией» среди них по-прежнему очень велико. Есть ли какая-то разница в том, каких кумиров выбирает себе современная молодёжь по сравнению с тем, кому поклонялись подростки 20-30 лет назад?

Кто они, кумиры современной молодёжи?

Каждое новое поколение создаёт своих собственных героев. Безусловно, есть они и у современной молодёжи. Разница заключается в том, что нынешние подростки живут в эпоху информационного изобилия, поэтому им очень сложно концентрироваться долгое время на идеализации какого-то одного персонажа.

Именно поэтому проблема «кумиромании» не так актуальна для нынешних подростков, как для представителей предыдущих поколений. Если раньше дети выбирали себе кумиров на несколько лет, то сейчас – максимум на один сезон (или вообще на несколько месяцев). Уж слишком много героев поставляет им современное общество потребления, и зацикливаться на каком-то одном из них довольно проблематично.

Тем не менее, юношам и девушкам по-прежнему нужны знаменитые люди в качестве ролевых моделей и образцов для подражания. Они копируют их жизненный стиль, поведение, манеру одеваться и т.д., полагая, что это сделает их такими же крутыми и выдающимися личностями. Или просто бездумно им поклоняются, воспринимая их как идеальных представителей человеческого рода

Первые позиции в рейтинге современных подростковых кумиров, как и 20-30 лет назад, занимают зарубежные и отечественные звёзды шоу-бизнеса и спорта (в связи со всеобщей глобализацией, иностранных знаменитостей среди детско-юношеских кумиров сейчас стало гораздо больше, чем раньше).

Есть и некоторые новшества в нынешней подростковой «кумиромании». Помимо бизнесменов и олигархов, в числе кумиров нынешних подростков – различные Интернет-герои, блогеры, имеющие миллионы подписчиков, мастера селфи и авторы видеороликов, набирающих огромное количество просмотров на YouTube и т.д. В такие уж мы живём времена – современные герои и кумиры не делают ничего значимого, или творят какие-то глупости, зато они имеют миллионы подписчиков и миллионы просмотров своих «шедевров».

Редким исключением являются подростки, выбирающие себе в качестве объекта для подражания, какого-то малоизвестного, андеграундного персонажа. Большинство мальчиков и девочек всё-таки копируют представителей мейнстрима, тех, кто заслуженно или незаслуженно получил свою порцию славы благодаря средствам массовой информации и дезинформации.

Почему к этому нужно относиться очень серьёзно

Кому-то из родителей увлечение их ребёнка звездами шоу-бизнеса может показаться несерьёзным и не стоящим пристального внимание. Между тем, вряд ли к этому нужно относиться легкомысленно. В своём крайнем проявлении, «кумиромания» может закончиться трагически. Вспомните, сколько самоубийств совершается после гибели какого-то подросткового кумира мирового уровня, которую оказываются не в силах перенести его юные, эмоционально неустойчивые и незрелые поклонники.

Конечно, такое происходит очень редко, но, в любом случае, родителям не нужно забывать о том, какое сильное психологическое влияние может оказать подростковый кумир на неокрепшие детские умы. Если у ребёнка «это серьёзно», то обходить вниманием его увлечение какой-либо знаменитостью не следует. Возможно, всё не так плохо, и новоявленный кумир сможет научить его чему-то ценному и полезному для жизни.

Нужно ли запрещать ребёнку возводить культ чей-то личности в отдельно взятой квартире?

Если ваш ребёнок стал как-то странно одеваться, обклеивать свою комнату непонятными постерами и слушать странную, неведомую вам музыку, то это не повод для того, чтобы впадать в панику. Вряд ли нужно запрещать ему возводить культ чей-то личности в отдельно взятой квартире, и, тем более, наказывать его за это. Подросток просто замкнётся в себе и перестанет делиться с вами самым сокровенным, и вы надолго потерять его доверие. Вам это нужно?

Вспомните себя в его возрасте. Наверняка, у вас тоже были свои герои и образцы для подражания из числа знаменитостей, на которых вам хотелось быть похожими, и это не сделало вас хуже. В этом нет ничего странного и удивительного. Многие великие люди в самых разных сферах жизни начинали свой путь с подражания знаменитым предшественникам, а впоследствии находили собственный неповторимый стиль. Поэтому отнеситесь к «кумиромании» подростка философски, и постарайтесь использовать её для его развития и будущего процветания.

Прежде всего, пусть он расскажет вам о своём герое, который произвёл на него такое огромное впечатление. Узнайте, чем ему понравился этот персонаж, что в нём такого хорошего и замечательного. Наверняка, это поможет вам лучше понять своего подростка, его психологию и склонность к каким-то ценностям и приоритетам.

Подростки не зря выбирают себе в качестве жизненных ориентиров каких-то героев. В каждом конкретном случае это может многое о них рассказать (даже если это следование стадному инстинкту и поиск общего кумира, о котором можно было бы поговорить со своими сверстниками).

«Кумиромания» может помочь выбрать жизненный путь

Кумиры и герои ребёнка вполне могут стать для него жизненными маяками, которые помогут ему определиться с будущим призванием. Например, если он увлекается какими-то модными певцами, певицами или группами, слушает в огромном количестве их музыку, и пытается одеваться в соответствии с их стилем, предложите ему попробовать свои силы на музыкальном поприще. Объясните ему, что скопировать что-то внешнее может любой, а вот для того, чтобы правдоподобно подражать творческому стилю героя, нужны определённые способности и трудолюбие.

Многие великие певцы пришли в музыку, потому что хотели быть похожими на знаменитых вокалистов своего времени, которые и указали им на возможный жизненный путь. Кто знает, может быть, у вашего ребёнка, так сильно увлёкшегося какой-то модной рок-группой, обнаружится музыкальный талант, и величайшее из искусств станет его жизненным призванием?

Даже если он ничего не добьётся на музыкальном поприще, несколько лет музицирования явно пойдут ему на пользу. Умение петь и играть на различных музыкальных инструментах – это очень полезный навык, который не раз пригодится ему в жизни.

Если его кумиры иностранные музыканты (а так, чаще всего, и бывает), предложите ему усиленно заняться английским языком, чтобы понять, о чём именно они поют. Таким образом, у него появится дополнительный, серьёзный стимул для более тщательного изучения главного языка международного общения.

Это же касается и увлечения подростка спортивными героями, актёрами, бизнесменами и т.д. Если они его так восхищают, может быть, у него есть какая-то предрасположенность к тем сферам жизни, в которых они добились успеха? В любом случае, предложите ему серьёзно заняться тем, в чём так преуспел его кумир. Может быть, у него, действительно, есть к этому способности?

Очень полезно будет и тщательно изучить биографию кумира вашего ребёнка. Наверняка, в ней найдётся немало поучительных эпизодов того, как он добивался успеха с помощью огромного труда и преодоления всевозможных препятствий (если это, конечно, не отечественная поп-звезда, добившаяся успеха благодаря связям и внушительному банковскому счёту кого-то из родственников). Или, возможно, у кумира ребёнка есть какие-то позитивные увлечения (например, занятия спортом), которым можно было бы подражать с пользой для здоровья.

Как это ещё можно использовать для развития подростка

Увлечение ребёнка подростковыми кумирами – это также отличный способ заняться его просвещением, расширить его кругозор и познания в различных сферах жизни (если вы, конечно, сами в них хорошо разбираетесь). Например, узнав о его музыкальных кумирах, вы можете рассказать ему о том, кем вы сами заслушивались в молодости и предложить ему послушать их произведения.

Творчество многих современных музыкантов берёт свои истоки из музыки 40-50 летней давности, и очень полезно будет проследить вместе с ребёнком, у кого именно его музыкальные герои что-то позаимствовали из прошлого (в случае со многими отечественными исполнителями сделать это не сложно, поскольку многие из них закопировали свой стиль и даже некоторые мелодические ходы у западных коллег). Это явно будет способствовать расширению его музыкального кругозора и научит его критически оценивать то, что он считает гениальным.

Конечно, не нужно ругать и обзывать кумиров ребёнка нехорошими словами. Это явно не поможет вам найти с ним общий язык. Но нужно ненавязчиво объяснить ему, что в этом мире нет ничего идеального, и что те, кто кажутся ему богами с вершины Олимпа, тоже имеют свои недостатки, и, скорее всего, их идеальный образ был создан представителями пиар-индустрии, а в реальной же жизни они совсем другие (имидж и некоторые биографические подробности жизни молодёжных кумиров очень часто являются плодом фантазии их пиарщиков).

Для того, чтобы он научился лучше разбираться в людях, и понял, что у каждого из нас есть своя светлая и тёмная сторона, и не идеализировал кого-то излишне, предложите ему найти какие-то отрицательные качества в известных положительных героях и наоборот. Это точно избавит его от склонности к созданию культа чьей-либо личности в будущем.

Покажите ему также, что за пределами мейнстрима есть немало достойных и даже более талантливых персонажей, которым нужно не поклоняться, а брать с них пример в способности творить что-то по-настоящему оригинальное и незаурядное.

А если кумир ребёнка – не слишком позитивный персонаж?

Далеко не всегда увлечение подростка молодёжными кумирами может быть безобидным занятием. Если главные герои его юности курят, пьянствуют, принимают наркотики, пропагандируют насилие, сквернословят, скандалят и дерутся, то подросток может легко скопировать все эти пагубные привычки в свою повседневную жизнь, чтобы почувствовать себя таким же (как ему кажется) крутым.

Что делать в такой ситуации? Вряд ли нужно запрещать ребёнку «кумирить». Лучше тщательно изучите биографию его не слишком позитивного персонажа и постарайтесь найти в ней что-то положительное – трудолюбие, умение отстаивать своё мнение, «разумное» бунтарство и т.д.

Объясните своему подростку, что скопировать какие-то внешние проявления жизнедеятельности его героя может каждый. Гораздо лучше и сложнее подражать тому, благодаря чему его кумир добился успеха (прежде всего, творческим наклонностям, если это музыкант), а не его сопутствующим вредным привычкам.

Очень важно, чтобы «кумиромания» не мешала ребёнку нормально учиться, развиваться и вести здоровый образ жизни. Если этого не происходит, если ребёнок тратит огромное количество времени на своего кумира и даже ездит за ним по стране во время гастролей (как это делают некоторые юные фанатки отечественных звёзд), то, конечно, вы должны усилить свою просветительскую деятельность по воспитанию у него критического мышления и адекватного взгляда на жизнь. Подросток не должен тратить драгоценное детско-юношеское время на всякие глупости.

Делай как я, это, значит, не надо за мной

Рано или поздно период увлечения подростковыми кумирами у вашего ребёнка пройдёт. Важно, чтобы он извлёк из этой «болезни» правильные уроки, и понял, что с помощью подражания кому-либо невозможно добиться выдающегося успеха и остаться в истории (хотя, как показывает отечественный шоу-бизнес, заработать на этом большие деньги вполне реально).

Для этого в избранной им сфере деятельности он должен найти свой собственный стиль и свою индивидуальность. Это гораздо круче, чем копировать чью-то (пусть даже и великую) жизнь. Как пел в песне «Чужая колея» Владимир Высоцкий «делай как я, это, значит, не надо за мной».

Очень важно также, чтобы у ребёнка была масса увлечений, связанных с его жизненными приоритетами и талантами. Тогда у него просто не остается времени для пагубных проявлений «кумиромании», и если у него и будут герои, то они будут выступать для него в качестве позитивного примера и мотивирующего фактора, а не идеала, который нужно бездумно копировать.

А вообще, если с детства воспитывать у ребёнка самостоятельное мышление и критический взгляд на жизнь, то он сам будет главным героем своей жизни, и никакие кумиры ему не понадобятся.

Поклонение кумирам – закономерный этап в развитии личности и неотъемлемая часть молодежной культуры. Времена и кумиры меняются, но желание «равнять себя» с идеалом охватывает все поколения. Более половины опрошенных россиян (53%) признались, что в юношеском возрасте (14–18 лет) у них были кумиры – люди, которые вызывали восхищение и воспринимались как образец. Таких респондентов значительно больше среди людей среднего возраста (58%), а меньше – среди россиян старше 54 лет (48%). Примерно каждый третий опрошенный (32%) заявил, что в юности у него кумиров не было, причем чаще других так отвечали респонденты в возрасте 18–35 лет (41%). Такая позиция понятна, если учесть, что по сравнению с людьми среднего и старшего возраста современные молодые люди чаще стремятся быть независимыми, в том числе – и свободными от кумиров.

Россияне чаще всего называют в качестве кумиров своей юности певцов и музыкантов (25%), причем это более характерно для молодых респондентов (33%). Почти у каждого шестого опрошенного кумирами были актеры (17%), у каждого седьмого – спортсмены (14%), у каждого десятого – киногерои (10%). Предпочтения мужчин и женщин значительно разнятся: в юности мужчины чаще выбирали своими кумирами спортсменов (20% против 8% среди женщин), а реже – актеров (12% против 22%). На своих родителей и родственников равнялись 10% респондентов. Также в качестве кумиров упоминались космонавты (8%), военачальники и герои войны (5%), разведчики (5%), исторические и политические деятели (5% и 4% соответственно). А вот россияне с высшим образованием в два раза чаще, чем в среднем по выборке, говорили, что в юности их кумирами были писатели, поэты (10% против 5% среди всех опрошенных) и литературные герои (12% против 6%).

Меняется ли с возрастом отношение к кумирам юности? Показательно, что относительное большинство людей, имевших в юности кумиров, сохраняют им верность во взрослой жизни: две трети (68%) таких людей (это 36% от всех опрошенных) признались, что по-прежнему могут назвать своим кумиром того, кто был им в годы их юности.

Мы поинтересовались, кто, по мнению респондентов, является кумиром сегодняшних юношей и девушек 14–18 лет. Полученные суждения представляют в данном случае интерес еще и потому, что до известной степени воспроизводят «коллективный образ» современного подростка.

Респонденты полагают, что сегодняшние юноши и девушки почитают как кумиров прежде всего певцов и музыкантов, то есть героев шоу-бизнеса (53%), звезд телевидения (33%), актеров (27%), киногероев (18%), спортсменов (18%). Оценивая предпочтения нынешних юношей и девушек 14–18 лет, 23% опрошенных называют также представителей светской тусовки, а 18% – манекенщиц, моделей. Интересен тот факт, что респонденты в возрасте 18–25 лет (которым самим еще недавно было 14–18 лет) почти не упоминают светских моделей и манекенщиц в качестве кумиров своей юности (по 1%).

Респондентов попросили сравнить тех, кто были когда-то для них кумирами, с кумирами сегодняшних юношей и девушек. Наибольшая часть респондентов – 39% – отказались отдать предпочтения тем или нынешним, сказав, что современные кумиры не хуже и не лучше. Только 3% опрошенных считают, что нынешние кумиры лучше. В ответах на открытый вопрос они пояснили свою позицию, ответив, что кумиры сегодняшних молодых менее идеологизированные, более открытые, успешные, образованные («раньше было больше запретов, комплексов, люди не были такими свободными, как сейчас»; «у них лучше образование, свобода слова»).

Чуть более четверти респондентов (27%) полагают, что кумиры сегодняшних 14–18-летних хуже тех, что были в их юности. Они утверждают (опять-таки в ответах на открытый вопрос), что современные кумиры не соответствуют тем высоким стандартам, которые существовали прежде («у нас были великие люди, а сейчас – певцы»; «слишком примитивны»; «слишком пустые»; «у нас они серьезнее были»; «вертихвостки», «однодневки» – 7%), что нынешние кумиры, как и их поклонники, бездуховны, сконцентрированы только на деньгах и удовольствии («нет духовности у молодежи, романтизма, свойственного молодости, деньги для них главное»; «наши пели для души, а сейчас поют за деньги»; «у них одна ориентация – деньги» – 6%), что эти люди агрессивны и развратны («сейчас кумиры безобразны, развратны, распущенны»; «то, что делают сейчас, – мы об этом даже и не могли думать»; «наши кумиры были скромнее» – 6%).

Как относятся россияне к тем молодым поклонникам, которые хотят узнать своего кумира ближе, надеются на общение с ним, пишут ему письма и т. п.? Почти две трети опрошенных (63%) заявляют, что такие 14–18-летние юноши и девушки не вызывают у них осуждения. Примерно четверть респондентов (24%) осуждают такого рода юных поклонников, и их аргументы, зафиксированные в ответах на соответствующий открытый вопрос, достаточно жестки. Опрошенные связывают такое поведение «фанатов» с бездельем и ограниченностью («лучше бы книжки читали, а не гонялись за кумирами»; «бездумное копирование чужой жизни»; «это глупо и смешно» – 8%), видят в этом нарушение норм приличия, бескультурье, недопустимое вторжение в частную жизнь известных людей («мешают жить людям, превращают жизни людей в кошмар»; «это невоспитанность»; «докучают человеку» – 6%). Некоторые даже усматривают в подобных действиях проявление психических аномалий («из-за этого у многих фанатов мозги съехали»; «психически неправильно»; «сумасшедшие люди, больные» – 2%).

Еще более критично оценивают респонденты аналогичное поведение взрослых людей. Если юных «фанатов» осуждают за попытки вмешательства в жизнь кумиров 24%, то взрослых поклонников – почти каждый третий (32%). Без осуждения относятся к взрослым людям, которые ищут встречи со своими кумирами, стремятся с ними познакомиться, пишут им письма и т. д., чуть более половины респондентов – 54% (напомним, что толерантность в этом вопросе, когда речь идет о 14–18-летних, проявляют 63% опрошенных).

Кумирами мы называем людей, которые вызывают у других восхищение, воспринимаются как образец, перед которыми преклоняются. Припомните, пожалуйста, были ли у Вас в юности, в возрасте 14-18 лет, такие кумиры? Или таких кумиров у Вас не было?

Кем были Ваши кумиры? Чем они были известны? (Ответы заявивших, что у них в юности были кумиры, - 53% от всех опрошенных. Карточка, любое число ответов.)

Скажите, пожалуйста, а сегодня Вы можете по-прежнему назвать кумира (кого-либо из кумиров) Вашей юности своим кумиром? (Ответы заявивших, что у них в юности были кумиры, - 53% от всех опрошенных.)

Если говорить о сегодняшних юношах и девушках 14-18 лет, как Вы думаете, кто их кумиры? (Карточка, любое число ответов.)

Как Вы считаете, кумиры сегодняшних 14-18-летних юношей и девушек лучше или хуже кумиров времен Вашей юности? Или они не лучше и не хуже кумиров времен Вашей юности?

Чем, по Вашему мнению, кумиры сегодняшних 14-18-летних юношей и девушек лучше кумиров времен Вашей юности? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что кумиры сегодняшних 14-18-летних юношей и девушек лучше кумиров времен их юности, - 3% от всех опрошенных.)

(все ответы)
Все ответы
«Более интересные»; «более открытые нынешние кумиры»; «более раскрепощенные сейчас»; «более современные»; «более сознательные и с высокой культурой»; «более успешны в жизни, многого добились»; «больше кумиров, талантливее, раскрепощеннее»; «время изменилось, и люди – тоже»; «всё в свое время»; «им нравятся умные, талантливые, успешные люди, они им подражают»; «интереснее, более развиты»; «красивые, состоятельные»; «лучше они уже вперед разошлись»; «моя юность – когда страна разваливалась»; «носителей информации больше»; «они грамотнее стали, красивее, у них больше возможностей»; «они проливают свет молодежи на весь мир»; «певцы для них кумиры, потому что молодежь – это самые меломаны»; «поют сегодняшние певцы шансона от души и хорошо»; «пример – Дима Билан»; «раньше было больше запретов, комплексов, люди не были такими свободными, как сейчас»; «у них лучше образование, свобода слова»; «это более раскованные люди, меняется менталитет»; «это убедительнее, факты, а у нас была пропаганда».

Чем, по Вашему мнению, кумиры сегодняшних 14-18-летних юношей и девушек хуже кумиров времен Вашей юности? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что кумиры сегодняшних 14-18-летних юношей и девушек хуже кумиров времен их юности, - 27% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Это мнимые кумиры, кем-то сделанные, это – пустые, мелкие люди, они не дают положительного примера 7
«В наше время кумиры были настоящие, а сегодня – придуманные. Тогда они сами чего-то добивались, а сейчас за них продюсеры работают»; «кумиры нашей юности много сделали, оставили след в жизни, а их кумиры такого следа в жизни не оставят»; «кумиры того времени вошли в историю, их помнят до сих пор; нынешние – однодневки»; «нет стоящих кумиров, все вертихвостки»; «ничему не учат»; «они воспитывали уважение к семье, детям, а современные ничему не учат хорошему»; «сейчас только одна показуха, разве это кумиры?»; «слишком примитивны»; «слишком пустые»; «у нас они серьезнее были».
У современной молодежи и ее кумиров отсутствуют духовность, идеалы, для них главное – деньги и удовольствия 6
«Более патриотичны, более добрые, человечные были, а сейчас только о деньгах думают»; «в них нет идейности»; «всё на материальной основе, нет духовности»; «всё хуже, деньги сейчас в основном важны»; «наши кумиры жили для людей, а сегодняшние у молодежи – живут для себя»; «наши пели для души, а сейчас поют за деньги»; «нет духовности у молодежи, романтизма, свойственного молодости, деньги – для них главное»; «по большинству – отсутствие духовности. Все сконцентрировано на внешней красивости, тяге к роскоши, удовольствию»; «у них одна ориентация – деньги»; «у них профессия не та, им бы только деньги заработать на нас».
Они безнравственные, аморальные, развязные, невоспитанные, от них исходит агрессивность 6
«Аморальное поведение у этих кумиров»; «беспринципные кумиры»; «кумиры более распущенные, вульгарные»; «наши кумиры были скромнее»; «самой моральной стороной поведения»; «сейчас кумиры безобразны, развратны, распущенны»; «смущает поведение этих героев»; «теперь кумиры не сохраняют рамок приличия»; «то, что делают сейчас, – мы об этом даже и не могли думать»; «манеры поведения плохие, нахальные»; «наглые, самоуверенные»; «поведением, выходками»; «слишком наглые»; «агрессивнее они».
Изменилась жизнь, изменились ценности, стало хуже 4
«Время у нас другое было – коммунисты и комсомол»; «все зависит от времени, время меняет все»; «жизнь другая»; «изменились ценности»; «раньше любовь народа к ним была другая»; «у них другие интересы и кумиры другие, для нас были – родители, учителя, а у них – нет»; «эти кумиры несут совсем другие ценности»; «это другое поколение, у них другие ценности, более приземленные, чем были у нас».
У современной молодежи и ее кумиров стали нормой алкоголизм и наркомания 2
«Интересы примитивные – пиво, спиртное, наркотики, поэтому и кумиры такие же или их вообще нет»; «их кумиры обкурены»; «кто в телевизоре сидит? Одни пьяницы, дебоширы»; «наша молодежь отравлена наркоманией, токсикоманией, это их кумиры. Наша молодежь – гнилая»; «пьют много, курят»; «сплошное пьянство».
Они неталантливы, певцы плохо исполняют плохие песни 2
«Все бездарные»; «их кумиры плоховато поют»; «в наше время были хорошие песни»; «музыка сейчас плохая»; «они поют неталантливые, бессмысленные песни»; «певцы хуже стали петь»; «петь не умеют»; «потому что они под фонограмму»; «раньше они пели свои песни и вживую».
Другое 1
«Влияние телевидения, игровые клубы»; «да молодежь сама не знает, чего хочет»; «мой сын, например, предпочитает музыку и исполнителей песен моего времени, мы вместе с ним ее слушаем»; «молодежь – националисты, кумиры это подогревают»; «они не понимают слово “кумир”»; «политические ценности»; «у них нет никаких кумиров».
3

Некоторые 14-18-летние юноши и девушки активно ищут встречи со своими кумирами, стремятся с ними познакомиться, пишут им письма и т.п. Как Вы относитесь к таким юношам и девушкам - с осуждением или без осуждения?

население в целом

возраст 18 - 35 лет

возраст 36 - 54 лет

возраст 55 лет и старше

Поясните, пожалуйста, почему Вы относитесь к таким юношам и девушкам с осуждением? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что они относятся к 14-18-летним юношам и девушкам, которые активно ищут встречи со своими кумирами, стремятся с ними познакомиться, пишут им письма и т.п., с осуждением, - 24% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Это глупое, бессмысленное, занятие, нужно заниматься делом, жить своей жизнью 8
«Это от безделья»; «ни к чему это»; «зачем? Это мешает самому жить нормальной жизнью»; «лучше бы книжки читали, а не гонялись за кумирами»; «бездумное копирование чужой жизни»; «это глупо и смешно»; «время зря теряют, заняться, что ли, больше нечем?»; «…они живут нереальной жизнью»; «надо дружить с окружающими ребятами, а не витать в облаках»; «одно дело – стремиться тоже стать успешным, другое дело – быть тупым фанатом и часами сидеть под окнами кумира и рвать его на кусочки на память. Глупо».
Такие люди некультурны, назойливы, они мешают жить своим кумирам, вторгаются в их частную жизнь 6
«Мешают жить людям, превращают жизнь людей в кошмар»; «докучают человеку»; «это говорит о плохом воспитании»; «это слишком назойливо»; «агрессивное поведение»; «частная жизнь должна быть неприкосновенна»; «в личную жизнь артистов вторгаться недопустимо»; «это невоспитанность»; «фанатеть надо на расстоянии, а не лезть на глаза»; «вешаются на шею кумирам».
Это ненормальное, нездоровое поведение 2
«Из-за этого у многих фанатов мозги съехали»; «не совсем здоровые люди»; «психически неправильно»; «это уже вариант дурки»; «сумасшедшие люди, больные»; «это психоз какой-то».
Я этого не понимаю, мне это не нравится 2
«Не уважаю таких»; «мне это не нравится»; «не понимаю их»; «это неправильно»; «фанатизм – это плохо»; «ничего в этом нет хорошего»; «нельзя слепо поклоняться и подражать кумиру»; «не люблю фанатов»; «не приемлю фанатизм».
Это дикие, аморальные люди 1
«Это дикость какая-то, бесчеловечность»; «неправильно живут, злые стали»; «обкурятся и бесятся»; «нет никакой морали и ценностей»; «бешенство людей»; «это распущенность».
Такие люди вредят сами себе 1
«Жизнь у них, у поклонников, ломается»; «это унижение человеческого достоинства»; «…зацикливаться нельзя»; «суициды бывают»; «ведет к суициду, скорее всего»; «когда это становится чуть ли не болезнью – вредно»; «совсем теряют почву под ногами».
Другое 1
«Хотя мне по барабану, есть все возможности для этого, включая Интернет»; «разные кумиры у разных 14–18–летних детей»; «влияние телевизора на молодежь огромно, а в жизни эти кумиры совсем другие»; «не дают спать – гоняют музыку кумиров»; «это потерянное поколение, у них все жестко»; «я не совсем против этого, но чтобы это было в разумных пределах»; «у нас были другие кумиры»; «судя по тому, какие кумиры».
Затрудняюсь ответить, нет ответа 3

Некоторые взрослые люди также активно ищут встречи со своими кумирами, стремятся с ними познакомиться, пишут им письма и т.п. Как Вы относитесь к таким взрослым людям - с осуждением или без осуждения?

население в целом

возраст 18 - 35 лет

возраст 36 - 54 лет

Коротко о главном

  • Границы между поколениями стираются – только 29% россиян считают, что старикам и молодежи никогда не понять друг друга
  • Секс до брака возможен, но только с тем, к кому относишься серьезно считают 37% девушек до 24 лет

МОСКВА, 13 декабря 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследований о молодежи. МИФ 1. «Конфликт отцов и детей – вечен». Тургеневский конфликт перестает быть актуальным- . «Ворчунов», считающих, что «старики» и «молодежь» не в состоянии понять друг друга, с годами становится меньше – если в 2004 году их было 42%, то в 2014 году таких пессимистов осталось меньше трети (29%). Только 5% молодежи оценивает свои отношения с родителями как «прохладные», в то время как у остальных сложились «очень близкие, доверительные» и «дружеские, теплые». МИФ 2. «Они не ведают, что творят!». В реальности . Современных молодых людей считают материально ориентированными (76% и 75% для каждой из этих возрастных групп соответственно), общительными (75% и 70%), аккуратными (67% и 59%), активными (65% и 55%), любящими спорт (61% и 51%). Ну, и немного «ложки дегтя» - молодежь считают расточительной (55% и 57%), ленивой (54% и 58%). Самокритичность молодых людей вселяет надежду, что над этими своими недостатками они будут работать. J МИФ 3. «Молодежь беззаботна – нет у нее проблем». Зависимость от компьютерных игр (77%), негативное влияние Сети (75%) в наше время россияне в целом считают даже более распространенными бедами молодежи, чем алкоголизм и наркоманию (64%), конфликты с родителями (62%) и ровесниками (61%). Причем негативные эффекты зависимости от компьютерных игр, негативное влияние Сети признают и сами молодые люди: среди 18-34-летних об этих проблемах заявляют 72% и 69%. МИФ 4. «Им плевать на историю страны, у них западные кумиры». Представители поколения Selfie (18-34-летние) в большинстве своем (57%) утверждают, что у них нет кумиров, а если и стоит кому-то подражать, то скорее родственникам (8%) и историческим персонажам (7%). Старшее же поколение уверено в обратном: только 14% людей в возрасте 35+ верят, что у молодежи нет «образцов для подражания», а чаще всего приписывают ей кумиров из «шоубиза» (13%), героев игр и книг (6%). МИФ 5. «Секс, наркотики, рок-н-ролл: молодежь распущена и безнравственна» Действительно, - они считаются массово распространенными (59%) и допустимыми, причем не только для юношей (66%), но и для девушек (61%). Однако далеко не все молодые люди воспринимают сексуальную свободу как руководство к действию: 16% девушек в возрасте от 18 до 24 лет считают для себя внебрачные интимные связи недопустимыми, 37% готовы заниматься сексом только с теми молодыми людьми, с которыми планируют создать семью. Отношение к сексу у юношей традиционно более поверхностное, но и среди них каждый третий (32%) готов вступать в интимные связи только в случае серьезных отношений, а не с кем попало. Тему мифов о современной молодежи комментирует директор специальных программ ВЦИОМ Елена Михайлова : «Старшее поколение и молодежь в современном обществе часто меняются ролями: если традиционно молодежь училась у старших, то сегодня более зрелым людям бывает сложно ориентироваться в новых технологиях, разбираться в новых трендах без помощи своих детей. И это – один из факторов стирания границ между поколениями. Молодежь – драйвер развития, она более креативна и склонна к риску. В стремительно меняющемся мире эти качества позволяют ей быть впереди. При этом, получив во многих сферах полную свободу выбора, молодые люди распоряжаются ею довольно взвешенно, т.е., не бросаясь «во все тяжкие». Например, секс до брака – «да» (раз обществу уже не важно, есть ли печать в паспорте), но не с кем угодно, а с теми, кто близок и дорог. Если быть похожими – то на родственников, которыми гордятся. Компьютерная зависимость – проблема, но это осознание – уже на пути к ее преодолению. Портрет молодежи, который мы видим, не только приятно удивляет, но позволяет с уверенностью смотреть в будущее». Инициативные всероссийские опросы ВЦИОМ проведены в 1989-2016 гг. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 8 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.