Тренер унижает ребенка. Тренер гнобит ребенка. Что делать ума не приложу У ребенка проблемы с тренером

Возраст ребёнка: 7 лет

Тренер унижает ребенка

Моя дочь занимается в спортивной секции уже четвертый год. Есть определенные результаты. О том, что тренер может шлепнуть по руке или ноге за неправильно выполненные упражнения, я знала. Но сегодня в спортином дневнике я увидела надпись рукой моей дочери "Я дурочка" и внизу подпись взрослой рукой "Подтверждаю. Нет даже попыток слышать и делать". Я в шоке. Спросила у дочки, как было дело, оказывается, тренер заставила написать ее эту фразу в дневнике. Она плакала и писала (на вопрос "зачем? ведь ты так не считаешь.." дочь сказала, что боялась, что ее будут ругать). Тренер сказала, что на следующем занятии она либо напишет "это неправда" либо "подтверждаю" и вот... сегодня я увидела то, что описала выше. У нас не принято вмешиваться в тренерскую работу, но считаю, что эта ситуация из ряда вон... Подскажите, как правильно (для ребенка) выйти из этой ситуации? Она у меня очень эмоциональный, открытый и ранимый ребенок... Спасибо. Мария

Мария

Редко отзываюсь подобным образом, но это возмутительная ситуация. Я могу порекомендовать один из возможных выходов. Сделать запись в дочкином дневнике «Если я не увижу извинений в письменной форме, подам жалобу на имя директора и в отдел образования». И если она не извинится, действительно, подать жалобу. Необязательно при этом следить за дальнейшей судьбой вашей жалобы, не ставьте себе цель как-то повлиять или отомстить тренеру, вы правильно задали вопрос - «как лучше для ребенка». Для ребенка лучше, если вы окажете ответное давление на тренера, который надавил и унизил её, таким образом встанете на ее защиту. Именно в действия верят дети, а не в слова. Ваше действие будет в сто раз сильнее, чем слова о том, что «ты вовсе не дурочка, ты не должна позволять другим тебя унижать». Да, это испортит отношения с тренером. Но это не важно, потому что оставаться в этой секции под руководством тренера, который в качестве педагогического приёма использует унижение детей, не говоря уже о физических наказаниях, нельзя. Тем более, если именно ваш ребенок уже морально пострадал от действий тренера. Так что уходить вам нужно в любом случае. Но перед уходом вам следует зафиксировать то, что вы готовы не на словах, а на деле выступать в защиту интересов дочки. Примените к тренеру угрозу, пойдите вместе с дочкой на занятие и ждите её в вестибюле или раздевалке, и независимо от того, извинится тренер или нет, лучше, чтобы это было последнее дочкино занятие. На дальнейшее развитие конфликта не идите, наоборот, избегайте этого, кроме подачи жалобы в случае отсутствия извинений, больше ничего не нужно. Победа не нужна, нужен сам факт готовности к решительным действиям.

Способный?" - спрашивают родители тренера, а сами уже грезят медалями и миллионнами. Пока же вместо этого на родительскую голову сыплются проблемы, некоторые из которых комментируют прославленные тренеры Алексей Мишин и Шамиль Тарпищев.

Алексей Мишин

Тренер по фигурному катанию на коньках, д. п. н., профессор, заведующий кафедрой фигурного катания Академии физической культура и спорта им. П. Ф. Лесгафта, заслуженный тренер СССР и России. Ученики: олимпий-ские чемпионы Е. Плющенко, А. Урманов, А. Ягудин, Ю. Овчинников и другие. Известен во всем мире как автор новаторских методик обучения сложным элементам.

Шамиль Тарпищев

Тренер по теннису, президент Федерации тенниса России, капитан российских сборных в Кубках Дэвиса и федерации, заслуженный тренер СССР и России. Под его руководством сборная России впервые завоевала Кубок Дэвиса и стала одной из самых сильных национальных команд в большом теннисе.

Тренер выбирает детей, которых считает талантливыми, причем его критерии непонятны.

А.М.:

Есть двигательная одаренность, физические данные. Но талантливый человек — это еще и некий кремень в душе, когда в каждое движение человек может вдохнуть что-то свое. Именно так было у меня с Юрием Овчинниковым, Алексеем Ягудиным, Женей Плющенко. И еще, у меня не было ни одного талантливого ученика, который не хотел быть лучшим. Поэтому они ни при каких обстоятельствах не бросают тренировки…"

Ш. Т.:

«Когда приходит ребенок, я стараюсь определить, что является для него главным. И есть ли у него необходимые данные для того, чтобы раскрыться как спортсмену. Это, во‑первых, мотивация. Знаете ли вы, что ни в одну теннисную академию мира не берут ребенка, если его единственная мотивация — деньги? А должна быть — результат. Во‑вторых, тип личности: лидер или ведомый. В теннисе можно сделать чемпиона и из первого, и из второго, но только если есть набор врожденных качеств. С помощью научных исследований мы выяснили, что определенное сочетание генов дает способности к тому или иному виду спорта. И теперь, исследуя ребенка, можно сказать родителям, что ему нужен, например, футбол или хоккей. Так вот, для того чтобы понять, не будет ли теннис насилием над организмом ребенка, мы проводим такие обследования на генетическом уровне — разумеется, добровольно, по желанию родителей, и после того, как прошел первый этап занятий». Тренер как будто забывает, что перед ним дети, которым нужно нормальное детство. Не делая скидку на возраст, ставит перед ним сложные задачи, лишая развлечений и отдыха.

А.М.:

«Мы, взрослые, склонны преуменьшать интеллектуальные возможности тех детей, которых встречаем, воспитываем и тренируем. У меня сейчас есть спортсменка, ей всего 10 лет. И я вижу, что уже в этом возрасте ее психология и мировоззрение точно такие же, как у любой другой представительницы женского пола. Она ничуть не глупее взрослых, просто опыта меньше. Знаете, часто люди задают вопрос: не крадем ли мы детство у юных спортсменов? А что при этом понимают под детством? Чаще всего нехитрый набор: поход с папой в зоопарк, прогулка во дворе, просмотр телевизора или кино. И еще, обязательно гости, где родители сидят и выпивают согласно нашим традициям, а дети слоняются по квартире. Очень кургузое такое детство. А дети, особенно одаренные, гораздо более взрослые, более интеллектуально богатые, чем мы предполагаем. Они ставят перед собой цели, и самая большая потребность состоит в том, чтобы идти к этим целям. Это и есть их счастливое детство».

Ш. Т.:

«Встречаются стеснительные дети, которые поначалу вообще боятся тренера, их прежде всего надо раскрыть, позволить им быть естественными. Для этого мы, как правило, первые полгода-год играем с ними в подвижные игры, балуемся, используя при этом ракетку просто как орудие игры — например, как палочку в эстафете». Тренер кричит на детей, нецензурно выражается, унижает и даже бьет. Родителям объясняет, что только таким образом можно добиться результатов, иначе ребенок расслабляется и ничего не делает.

Ш. Т.

«Быть детским тренером — это призвание, которое дано не каждому. В зависимости от нервной системы, от характера надо строить тренировки, иначе можно искалечить человека. Например, ребенка с сильной нервной системой поставь в угол и скажи сделать миллион ударов — он будет тупо это делать, не утомляясь и не раздражаясь. А для другого даже 20 одинаковых движений — невыполнимое задание, которое он и не захочет, и не сможет выполнить. Просто бросит ракетку и уйдет. Потому что это противоречит его духу. А ведь и тот, и другой могут показать очень хорошие результаты, если найти правильный подход. Задача тренера в том, чтобы раскрыть способности спортсмена. Ведь в теннисе нужны не послушные роботы, а личности. Конечно, надо тренировать выносливость и для этого прилагать усилия. Но делать это надо, не наступая на внутреннее содержание».

А.М.:

«Такие тренеры существуют. И они иногда достигают успехов — но успехов, которые я бы назвал локальными во времени и в пространстве. Но я считаю, что учить надо знаниями, а не матюгом. Если ты несешь спортсмену знания, ты становишься в его глазах уважаемым, а значит, тебе не нужны эти запредельные формулировки, грубости и ужасные вещи, которые делают некоторые тренеры». Тренер игнорирует родителей: выгоняет с тренировок, не объясняет ничего и вообще говорит о том, что родители только мешают.

А. М:

«Родители, конечно, бывают необъективны — считают, что ребенка несправедливо судят, что его меньше любит тренер. Но я разрешаю родителям ходить на тренировки. Потому что убежден: честный труд сразу виден. Тренер и родитель должны быть не врагами, а союзниками, это помогает в работе. Я вспоминаю маму Алеши Урманова теплыми словами — мы и сейчас большие друзья. У нас были очень сложные моменты, связанные с переходным возрастом Леши Ягудина, и его мама, Зоя Алексеевна Ягудина, мне помогала очень. Татьяна Васильевна Плющенко вообще была моим коллегой-тренером, я с ней советовался. И буквально всего пару раз в моей длинной-длинной тренерской карьере встречались родители, которые были мне по‑человечески несимпатичны, и отношения с ними просто не складывались».

Ш. Т.:

«Я считаю, главная задача родителей в том, чтобы обеспечить ребенку условия: режим, питание, быт, привить ему спортивную культуру. А у нас ведь родители бьют детей в туалетах — таких примеров много. Некоторых из них дисквалифицировали во время соревнований и даже сажали в тюрьму за это. Сейчас есть перспективный теннисист, 13-летний парень, так его отец за любое поражение бьет, и ничего невозможно сделать. Разве это помогает тренировкам?» Как выбрать тренера: надо ли пробиваться к знаменитостям или для начала пойти в секцию рядом с домом?

Ш. Т.:

«Главный признак плохого тренера — если ребенок не хочет заниматься у этого тренера, говорит, что боится, и отказывается тренироваться. Если это так, надо уходить, ведь ребенок не виноват, что тренер не нашел к нему подхода».

А.М.:

«Есть тренеры, которые хорошо ориентируются в выведении на орбиту спортсмена, уже практически все умеющего, — сделать ему программу, костюм, пиар. Другие могут научить маленького ребенка. А есть те, кому интересно вырастить чемпиона «с нуля». Главный мой совет: если у вас есть рядом каток, ведите ребенка туда. Многие выдающиеся фигуристы начинали именно с этого: Елена Чайковская, Ирина Роднина. И даже возраст не так важен: Белоусова и Протопопов начали кататься лет в 15. Главное — дать ребенку почувствовать удовольствие от катания!»

18.12.2003, 11:21

Ходим мы в школе своей на Теквандо. Я как-то раньше не заходила не смотрела тренировки. А вот последние несколько тренировок приезжала пораньше и смотрела. Там окно есть сверху можно в спортзал смотреть. И я увидела, что моего ребенка тренер игнорирует. То есть в течении нескольких тренировок он не подошел к нему ни разу отработать прием или поправить. К другим подходит раз по пять, а на некоторых все время внимание обращает. Вообще работает с самыми сильными. Ну и к тем кто послабей подойдет пару раз за занятие. А мой не сильный не слабый. середнячок. Бывает делает правильно а бывает нет, а тренер мимо него проходит и хоть убей.
Ну не может же эо быть из-за того что он думал что я прошлый месяц не проплатила. А я платила, только другой тренер (они раньше менялись) не отметил мою оплату. И этот (что игнорирует моего сына) подходил ко мне говорил, но когда узнал что я платила, сказал что ко мне нет больше вопросов. Но может он не поверил? Хотя глупо.
Меня задело сильно такое невнимание. Думаю как грамотней поступить. Уходить именно из этиой секции не хочется. Она в нашей школе, здесь занимаются все его одноклассники. И причем раньше, когда тренеры менялись мой ребенок показывал хорошие результаты. А теперь этот один и вот..... А в эту субботу будет экзамен. А он с моим к экзамену вообще ничего не отработал.
Вообще это видимо какая то ассоциация, У них лагеря на все каникулы есть.

18.12.2003, 11:21

А сам вопрос я и не написала. То есть как мне быть?

18.12.2003, 13:39

Монада,советую напрямую подойти к тренеру и спросить об успехах своего сына,как он занимается,в чем его сильные и слабые стороны,у сына спросите помогает ли ему тренер,все ли у него получается и если нет,то обращается ли он к помощи тренера и т.д.
Я со своим тренером раз в месяц именно таким образом и общаюсь,выспрашиваю все,а фигли,ребенка своего доверила,за тренировку плачу,хочу и результаты знать.Не переживайте!!!

18.12.2003, 23:11

Да бросьте вы это теквандо.Этот вид спорта не поможет Вашему сыну в драке.Это что-то между танцами и гимнастикой.Отдайте в секцию Кудо.См.сайт межрегиональная федерация Кудо.

19.12.2003, 05:48

Сcылочку не дадите?

19.12.2003, 05:50

нашал уже. Но я на это Теквандо вожу потому что удобно еще.

19.12.2003, 06:18

А что плохого в танцах или гимнастике для ребенка (и не только)? Это пластичность, координация, растяжка, точность движений.
Позже - филосифия. А *бороться и драться* - тоже наука, которая требует подготовки.

Тем более маме и ребенку удобно.

Автору - подойти к тренеру и вежливо с ним поговорить. Если дальше будет игнор со стороны тренера, но ребенка это не задевает, оставить все как есть и позже поискать новую секцию удобную для вас. Чтобы был толк, ребенка надо корректировать и хвалить. Игнор - очень задевает самолюбие, не говоря о прогрессе в обучении.

19.12.2003, 14:58

У нас тоже самое, только мы в хореографию ходим. Правда, выяснила однин ворпос для себя при разговоре - ребенок мал, рано отдали, еще не готов. Но иногда и отмечают положительные стороны (об этом сам ребенок рассказывает: сегодня получилось то и то, Юля Аркадьевна сказала то и то). Перед разговором поговорите вначале с ребенком, но не заостряя внимание на проблеме. Может случиться, что ребенку-то вашему комфортно на секции. У нас очень переживала, что на мостик не может встать, что другим помогают, а ей нет. А оказалось, что ей просто рано еще.

19.12.2003, 22:47

Танцы и гимнастика это здорово.Но в единоборствах мальчики в основном хотят научиться драться как следует.И потом в 14-17 лет понять что ты 5-7 лет потратил не на тот вид единаборств - обидно.Переучиваться потом очень сложно.Во многих видах каратэ учат удары останавливать,намечать.

19.12.2003, 22:52

Определитесь что вы хотите.Спросите у ребенка.Мой сын 10 лет занимается в ЦСКА дзю-до.Это его вид спорта.А вот Кудо не идет.Хотя папа тренер.Ну боиться и не любит он бить других.Отношение тренера в ЦСКА вообщем тоже на тренировках наплевательское.Но это не о чем не говорит.Результаты ведь ребенок на соревнованиях показывает.Значит тренер прав.Кстати в ЦСКА занятия почти бесплатные.Вы где живете?

Ева и дети

19.12.2003, 23:46

Вы который год занимаетесь?Давно?Дело в том,что первый год дети просто нарабатывают некую базу.В умных книжках она называется ОФП-общефизическая подготовка.Важно,чтобы ребенок растянулся как следует,научился правильно дышать,бегать,группировать ся,кувыркаться и т.п.Все остальное роли пока не играет и проводится просто как вводное,так сказать,ознакомительное занятие.У нас это базовые шаги,в тейквондо-приемы.Конечно,с тренером поговорить надо.Но если бы вы подошли ко мне,то я посоветовала бы дома обязательно тянуться,отжиматься,присед ать,подтягиваться,прыгать и бегать ежедневно.На начальном этапе это-самое важное.Когда мышцы ребенка будут готовы к дальнейшему-начнем отрабатывать приемы.А пока ОФП ежедневно и по много раз.
Поймите,в спорте важно,чтобы ребенок прошел КАЖДЫЙ этап и из каждого этапа вынес определенное умение.А сразу приемчикам только во дворе учат!

Ева и дети

19.12.2003, 23:50

Пусть меня закидают помидорами:-),но я в прошлом году имела интересный разговор с президентом одной из федераций,очень крупным спортивным деятелем.Так он мне сказал,что до 10 лет отдавать ребенка в подобные виды спорта-ошибка.Когда же я спросила,почему сплошь и рядом этому обучают чуть ли не с пеленок,он прямо ответил-коммерческий интерес.На вопрос о странах востока,где то же самое практически с рождения-что там сначала закладывают философскую и общефизическую базу,а потом уже приступают непосредественно к драке.После этого разговора я Ромку решила пока никуда не отдавать.Впрочем,у него и интереса особого не было,другое дело баскетбол:-)

20.12.2003, 00:53

Вот и я о том же говорю и муж мой, который в свое время долго занимался единоборствами! Борьба - это не только удары, но и хорошая физ. подготовка и философия!

Наташа Апреликова

20.12.2003, 11:09

Когда я хотела этой осенью отдать сына в карате, меня подобным же образом отговорили. В итоге ходим на ОФП, прыгают они там, играют, кувыркаются, бегают, все в игровой форме. Я результаты вижу - стал живей, активней, ловче, память стала лучше гораздо как ни странно.

Наташа, Олег (2г) и Андрей (5л)

Ева и дети

20.12.2003, 13:30

Вас с распростертыми объятиями в любую секцию примут.Главное,чтобы ребенок понимал,что с ОФП все начинается,но и продолжается тоже ОФП.Когда ко мне приходят дети и спрашивают,что им еще сделать,чтобы повысить результат,отвечаю "Бегать!!!"А еще телевизор смотреть,сидя в шпагате,пресс качать в паузах между уроками,прыгать через скакалку во дворе и подтягиваться на всем,что хотя бы отдаленно напоминает турник.А СФП приложится!Только вот маме проще думать,что это тренер недорабатывает.Особенно,ко гда у ребенка появляются мало-мальские успехи.Тогда сразу и музыка не та,и костюм не тот и " с Олей вы на пол-часа больше,чем с нами,занимались".Так и хочется спросить,а сами то что вы сделали???ребеночек устал-пусть поспит подольше,ребеночек проголодался-вот тебе булочка вместо каши!Если вы серьезно относитесь к спорту,помните,что это РАБОТА!!!В музыке,хореографии,инязе то же самое-везде часть подготовки ложится на плечи родителей.Конечно,если вы хотите добиться результата.

Ева и дети

20.12.2003, 13:31

НАЧИНАТЬ!!!А то у нас сначала научат,как ногами друг друга колотить,а потом расскажут,что победить можно только силой духа.Обидно за родителей!Они-то верят,что занимаюися ТЕМ САМЫМ карате!!!

20.12.2003, 15:23

Я все поняла. Короче, на слабых он вообще не обращает внимания. На тех кто не подает надежд. А мой сын пришел после болезни и естественно отстал. И вот результат. Может тренер и правда хотел дать ему возможность войти в ритм. Но я была так шокирована таким игнором, что стала с ним дома заниматься тренировать. Господи, я уже и теквандо-карете занялась. Натренировала хорошо. Я же тренировку смотрела стояла. Все запомнила. И вот сегодня была тренировка. Муж его возил, смотрел (специально, я просила) говорит, что сегодня ему внимания удиляли много. И на спаринге ребенок победил. То есть результаты пошли и внимание пожалуйста.
И off. Ну всем чем занимается ребенок надо вникать и отрабатывать дома. Господи, я уже в теквандо разбираться начала.

И еще. Вот у нас на Теквандо им почему-то ставят удары. Спаринги идут. Меня это удивляет, я думала что и будет только OФП но они учатся именно именно дратся. Не хотела я никаких результатов. Вот мы еще на греко-римскую ходим, там наоборот офп больше. Ну да будь как будет, я результатов не хочу никаких. Меня просто этот игнор сильно задел, вот и начала ребенка тренировать.

Доброе утро!

Все реакции детей на такое поведение тренера (на мой взгляд, нелепое, но может быть, это особенность обучения в их школе? я не знаток восточных единоборств, и не могу исключить, что тренер таким образом проводит свою воспитательную линию, по аналогии с тем, как проводят ее сержанты, заставляя новобранцев чистить зубной щеткой сапоги) можно условно разделить на краткосрочные и долгосрочные.

Краткосрочные реакции (чувство обиды, злость, снижение настроения, работоспособности, гнев и т.д.) носят преходящий характер, могут быть разной степени выраженности в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, и, как правило, забываются через несколько дней. Никаких негативных последствий на будущее состояние психического здоровья они не оказывают, как не оказывает синяк под глазом, полученный в детстве, своих последствий на свадебную фотографию.

Долгосрочные реакции, которые носят по сути невротический характер, являются следствием а) хронического психотравмирующего воздействия; б) индивидуального снижения порога устойчивости к стрессовому воздействию; в) внешнего воздействия окружающей среды, осуществляющей закрепление невротических реакций. Ни одна невротическая реакция не длится всю жизнь, но вполне может длиться несколько лет, а потом (при неудачном стечении обстоятельств) быть причиной личностной трансформации, которая уже практически становится неизгладимой, приобретая свойства характерологической особенности.

Как, на мой взгляд, следует поступить. 1) Вечером после тренировки спросите сына, нравится ли ему заниматься в секции. Независимо от ответа да или нет, спросите, почему нравится или почему не нравится. Не подсказывайте ребенку ответ! Просто внимательно слушайте, задавайте нейтральные вопросы - как проходит занятие, что научился делать, не устает ли сын и т.д. 2) Если в ходе 15-минутной беседы ребенок ничего не скажет про нелепые шутки тренера, значит для него эта тема просто не актуальна и поводов для беспокойства нет. Если тема прозвучит нейтрально, спросите, не обиделся ли он на тренера за глупую шутку. Если нет, или сначала обиделся, а потом забыл, значит снова все в порядке. 3) Если тема звучит остро, если чувство обиды до вечера не пропало, если ребенок вспоминает об этом эпизоде с раздражением и злостью - значит мы имеем краткосрочную реакцию. Тогда вывод простой: либо вы просите тренера так больше не говорить (и остаетесь уверены в том, что подобного действительно не повторится, и даете понять сыну, что его больше не обидят, потому что вы его защитили), либо просто перестаете водить ребенка в секцию. В любом случае надо обеспечить ребенку компенсирующее замещение: это должна быть какая-то сложная ситуация, с которой ребенок с блеском справится (чтобы все прошло по плану, вы должны стать на время режиссером) - поход, соревнования, постройка скворечника или собачьей конуры, заплыв через речку на противоположный берег (словом, что-то такое, совершив которое юноша может собой гордиться). Ни в коем случае не покупайте в утешение игрушек и т.д. - иначе вы закрепите негативное реагирование, т.к. ребенок научится извлекать из него выгоду.