Что такое реалити шоу. Закат эпохи: Во что превратились реалити-шоу Виды реалити шоу

Big Brother

Тип

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр
Слоган

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Возрастное
ограничение

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автор(ы)

Джон де Моль

Директор(ы)

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Режиссёр(ы)

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Редактор(ы)

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Шеф-редактор(ы)

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Оператор(ы)

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сценарист(ы)

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Звукорежиссёр(ы)

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Производство
Ведущий(е)

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

В главных ролях

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Озвучивают

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Повествователь

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Начальная тема

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Завершающая тема

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Композитор

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна производства
Язык

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Судьи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Количество сезонов

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Количество выпусков

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Список выпусков

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Первый выпуск

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Последний выпуск

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Продюсер(ы)

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Исполнительный продюсер(ы)

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Руководитель(и) программы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место съёмок

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Камера

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Продолжительность

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Статус

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Вещание
Телеканал(ы)

Veronica (оригинальное шоу 1999 года)

Формат изображения

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Формат звука

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Период трансляции
Премьерные показы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Повторные показы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Предшествующие передачи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Последующие передачи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Похожие передачи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ссылки
IMDb Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

«Большой брат » (англ. Big Brother ) - формат телевизионных реалити-конкурсов , созданный голландским продюсером

Отрывок, характеризующий Большой брат (реалити-шоу)

Мы так никогда и не узнали, что по-настоящему происходило со всеми «трагично-необычными» родами моей бедной, настрадавшейся мамы. Но одно было ясно наверняка – кому-то очень не хотелось, чтобы хоть один мамин ребёнок появился живым на этот свет. Но видимо тот, кто так бережно и надёжно оберегал меня всю мою дальнейшую жизнь, на этот раз решил не допустить гибели ребёнка Серёгиных, каким-то образом зная, что в этой семье он наверняка окажется последним...
Вот так, «с препятствиями», началась когда-то моя удивительная и необычная жизнь, появление которой, ещё до моего рождения, готовила мне, уже тогда достаточно сложная и непредсказуемая, судьба....
А может, это был кто-то, кто тогда уже знал, что моя жизнь кому-то и для чего-то будет нужна, и кто-то очень постарался, чтобы я всё-таки родилась на этой земле, вопреки всем создаваемым «тяжёлым препятствиям»...

Время шло. На дворе уже полностью властвовала моя десятая зима, покрывшая всё вокруг белоснежным пушистым покровом, как бы желая показать, что полноправной хозяйкой на данный момент является здесь она.
Всё больше и больше людей заходило в магазины, чтобы заранее запастись Новогодними подарками, и даже в воздухе уже «пахло» праздником.
Приближались два моих самых любимых дня – день моего рождения и Новый Год, между которыми была всего лишь двухнедельная разница, что позволяло мне полностью насладиться их «празднованием», без какого-либо большого перерыва...
Я целыми днями крутилась «в разведке» возле бабушки, пытаясь разузнать, что же получу на свой «особый» день в этом году?.. Но бабушка почему-то не поддавалась, хотя раньше мне никогда не составляло большого труда «растопить» её молчание ещё до своего дня рождения и узнать какой такой «приятности» я могу ожидать. Но в этом году, почему-то, на все мои «безнадёжные» попытки, бабушка только загадочно улыбалась и отвечала, что это «сюрприз», и что она совершенно уверена, что он мне очень понравится. Так что, как бы я ни старалась, она держалась стойко и ни на какие провокации не поддавалась. Деваться было некуда – приходилось ждать...

Реалити-шоу - одна из разновидность телевизионного жанра. Представляет собой развлекательную телепередачу или онлайн-трансляцию. Особенностью реалити-шоу является то, что все события, происходящие на экране, заранее не определены, то есть герои (участники реалити-шоу) действуют не по сценарию. Также участниками являются “обычные люди” - либо приглашенные в студию, либо простые прохожие на улице (покупатели в супермаркеты, посетители различных заведений и т.п.) - зачастую они до последнего момента не знают даже, что их снимают на камеру. Отсюда цель реалити-шоу - показать реальную жизнь.

Как снимают реалити-шоу

Съемка реалити-шоу может осуществляться по-разному - в зависимости от его типа и целей, которые преследуют организаторы (продюсеры). Наиболее распространенный подход предполагает, что группа участников (постоянных или сменяющихся) взаимодействуют на ограниченном пространстве. Все это снимается на камеру. Видеоматериал могут собирать по разному. Один из самых простых способов - присутствие видеооператора в студии. Также часто используют подход, при котором в месте, где проходят съемки, размещают необходимое количество портативных (или скрытых) камер, чтобы заснять сразу несколько ракурсов. Также камера может быть прикреплена на самих участниках.

Отснятый материал впоследствии редактируется и запускается в эфир.

Виды реалити-шоу

С момента появления первых реалити-шоу и дальнейшего развития этого жанра возникло несколько их видов (форматов).

Подглядывание. Для данного формата реалити-шоу характерны: более или менее стабильный состав участников, постоянная (круглосуточная) съемка, участники все находятся на ограниченном пространстве. Чтобы сделать такие реалити-шоу интересными для зрителей состав участников подбирается таким образом, чтобы они имели различные характеры, также практикуется провокация конфликтов (или наоборот - сильной симпатии).

Ремонты (обновления). Целью таких проектов является показать процесс модернизации, улучшения, усовершенствования каких-либо объектов (машин, квартир) или самих героев. Примером может служить реалити-шоу “Тачка на прокачку”, где группа механиков ремонтируют “убитые” автомобили.

Выживания. Целью таких реалити-шоу является показать способности участников справляться с различными экстремальными ситуациями. Участников при этом может быть несколько (в таком случае присутствуют элементы соревнования) либо один.

Игровые реалити-шоу. Главным элементом таких шоу является соревнование. Это могут быть соревнования команд или отдельных участников. Зачастую участникам приходится проходить различные миссии, решать загадки, искать правильные ответы.

История реалити-шоу

Первые релити-шоу появились в США в 40-х годах прошлого века. Одной из первых была “Скрытая камера”, которая быстро приобрела популярность. В этом реалити-шоу записывались и транслировались поведение случайных людей в необычных ситуациях. в 50-х годах стали снимать игровые реалити-шоу: “Опережая время”, “Причина и следствие” и другие.

На сегодняшний день процент подобных программ в сетке телевещания достаточно велик. Больше всего реалити-шоу на телевидении США и Великобритании.

В странах бывшего СССР (Россия, Украина, Беларусь, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан и др.) реалити-шоу как жанр телепередач появился с 2000-х годов. Считается, что в России самой первой такой передачей является “За стеклом”, которая начала выходить в 2001 году. Сейчас же их на российском телевидении насчитывается свыше 30.

Популярные реалити-шоу

В России:
Дом-2
Битва экстрасенсов
Каникулы в Мескике
Последний герой
Адская кухня
Охотники за привидениями
Голос
Мама в законе
Спокойной ночи, мужики
Проект Подиум
Свадьба
Полиглот
Джентльменский набор
Доктор жизнь
Фабрика звезд

В Украине:
Фабрика звезд (Украина)
Битва экстрасенсов (Украина)
Взвешенные и счастилвые
МастерШеф
Адская кухня
Холостяк
ШоумаSтгоуон
Меняю жену


Телевизионная синдикация
Апфронт · Телефильм · Рейтинг Нильсена
Замена в середине сезона
Премьера сезона · Финал сезона
Телесериал · Клиффхэнгер
Прайм-тайм · Закадровый смех
Шоураннер Жанры и форматы Теленовелла
Мыльная опера
Ситком · Антология
Процедурная драма
Подростковая драма
Ток-шоу
Мини-сериал
Реалити-шоу
Новости Оформление статей
Категории

Реа́лити-шо́у или реалити-телевидение (от англ. reality - действительность, реальность) - телевизионный жанр, разновидность развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции. Сюжетом является показ действий группы (или групп) людей в приближенной к жизни обстановке. Реалити-телевидение очень развито в США и Великобритании и процент реалити-программ в сетке вещания этих стран гораздо выше, чем в России, однако термин «реальное телевидение» существует только в западной типологии жанров, в России в том же значении употребляется менее точный - «реалити-шоу».

Наиболее известными российскими реалити-шоу являются: Дом-2 и Битва экстрасенсов .

Данный телевизионный жанр объединяет множество телевизионных программ, изначальная идея жанра предполагала соответствие передачи следующим признакам:

  • отсутствие сценария
  • подача в телеэфир с первого дубля
  • участие «обычных» людей, не имеющих практики в игровом жанре, а не профессиональных актёров
  • условия съемок, максимально приближенные к реальным (в отдельных случаях - экстремальные ситуации и борьба за жизнь).

В течение длительного времени в передаче показывается (якобы) естественная жизнь и взаимодействие изолированной группы персонажей в той или иной обстановке. Декларируется свобода поведения участников - считается, что события развиваются свободно, без заранее определённого сценария ("Scripted Reality"), в чём и состоит «изюминка» реалити-шоу. Зрителя заставляют поверить в то, что он становится свидетелем не разыгранного спектакля, а реальных сцен из жизни.

История

Впервые передачи, показывающие людей в неожиданных ситуациях, появились на телевидении в 1940-х годах.

На сегодняшний день реалити-шоу «Дом-2 » транслируется уже 14 лет.

Критика

Реалити-шоу исключительно популярны у зрительской аудитории. Психологи связывают это с подсознательным стремлением к «подсматриванию» за чужой жизнью, которое удовлетворяется такого рода передачами. Разумеется, действуют здесь и общие факторы, определяющие популярность любых скандальных передач и «мыльных опер»: любопытство и стремление к сильным переживаниям, особенно проявляющиеся на фоне монотонной повседневной жизни.

Критики утверждают, что реалити-шоу оказывают негативное воздействие на психику зрителей, особенно молодых, с несформировавшимся ещё вкусом, характером и убеждениями: они активизируют нездоровое любопытство и предоставляют в качестве образца для подражания часто не вполне адекватное поведение участников. Организаторы шоу в погоне за зрелищностью нередко балансируют на грани непристойности, а иногда и явно переходят её, что также может оказывать негативное воздействие на нравственность зрителей, многие из которых склонны без рассуждений принимать телевизионные образы за эталон. Кроме того, вызывает беспокойство и состояние психики участников, которые знают о том, что за ними следят и вынуждены в течение длительного времени жить в условиях, когда каждый их шаг фиксируется и может быть показан миллионам зрителей.

Примеры упоминаний в массовой культуре

Ниже указаны несколько типичных примеров произведений, в которых вопрос реалити-шоу подробно описан.

  • «Шоу Трумана » (1998) - фильм о человеке, который обнаруживает, что вся его жизнь режиссируется и снимается для круглосуточного реалити-шоу.
  • «Мультреалити » (2004) - мультсериал-пародия на принцип реалити-шоу.
  • «Остров отчаянных героев » (2007) - пародирующий многие известные реалити-шоу мультсериал о 22 подростках, участвующих в шоу, которое проходит на заброшенном острове в провинции Онтарио.
  • «Нереально » (2015-2017) - комедийно-драматический сериал, в котором показывается закулисная жизнь и производство выдуманного реалити-шоу «Вечная любовь» (аналог «Холостяка»).
  • Концепция реалити-шоу часто используется в компьютерных играх жанра «

Телесериал · Клиффхэнгер
Прайм-тайм · Закадровый смех
Шоураннер Мыльная опера
Ситком · Антология
Процедурная драма
Подростковая драма
Ток-шоу
Мини-сериал
Реалити-шоу

Реа́лити-шо́у или реалити-телевидение (от англ. reality - действительность, реальность) - телевизионный жанр, разновидность развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции. Сюжетом является показ действий группы (или групп) людей в приближенной к жизни обстановке. Реалити-телевидение очень развито в США и Великобритании и процент реалити-программ в сетке вещания этих стран гораздо выше, чем в России, однако термин «реальное телевидение» существует только в западной типологии жанров, в России в том же значении употребляется менее точный - «реалити-шоу».

Данный телевизионный жанр объединяет множество телевизионных программ, изначальная идея жанра предполагала соответствие передачи следующим признакам:

  • отсутствие сценария
  • подача в телеэфир с первого дубля
  • участие «обычных» людей, не имеющих практики в игровом жанре, а не профессиональных актёров
  • условия съемок, максимально приближенные к реальным (в отдельных случаях - экстремальные ситуации и борьба за жизнь).

В течение длительного времени в передаче показывается (якобы) естественная жизнь и взаимодействие изолированной группы персонажей в той или иной обстановке. Декларируется свобода поведения участников - считается, что события развиваются свободно, без заранее определённого сценария ("Scripted Reality"), в чём и состоит «изюминка» реалити-шоу. Зрителя заставляют поверить в то, что он становится свидетелем не разыгранного спектакля, а реальных сцен из жизни.

История

Впервые передачи, показывающие людей в неожиданных ситуациях, появились на телевидении в 1940-х годах.

  • Шоу игры сочетает в себе вышеперечисленные направления и вызывает наибольший интерес у зрителей тем, что невозможно предугадать сюжет и события, которые обычно носят случайный характер. Интерес и азарт возникают по мере развития шоу. Нелинейный сюжет, зашифрованные миссии, поиск нестандартных решений и неожиданный результат - основные особенности шоу игры. Участники помещены в нестандартные условия и преодолевают не только физические, но и интеллектуальные препятствия. Заранее сами участники не знают о том, как пройти следующее задание и что ждёт их в будущем.

Реалити-шоу в России

В России первым опытом показа реалити-шоу были проекты «За стеклом » (октябрь 2001) и «Последний герой » (ноябрь 2001), за которыми последовало множество других. В октябре 2002 года на телеканале РЕН-ТВ вышло реалити-шоу «Русское чудо», уникальность которого по сравнению с другими проектами заключалась в том, что 9 участников шоу, работая в течение месяца в одном из московских офисов, находились в прицеле 24 скрытых камер и при этом не знали, что их снимают (украинская версия "Русского чуда" транслировалась киевским телеканалом «Интер» и пользовалась большой популярностью). Также, одним из самых любимых и, по мнению зрителей, интересных реалити было шоу «Голод» канала ТНТ .

На сегодняшний день реалити-шоу «Дом-2 » транслируется уже более 10 лет.

Критика

Реалити-шоу исключительно популярны у зрительской аудитории. Психологи связывают это с подсознательным стремлением к «подсматриванию» за чужой жизнью, которое удовлетворяется такого рода передачами. Разумеется, действуют здесь и общие факторы, определяющие популярность любых скандальных передач и «мыльных опер»: любопытство и стремление к сильным переживаниям, особенно проявляющиеся на фоне монотонной повседневной жизни.

Критики утверждают, что реалити-шоу оказывают негативное воздействие на психику зрителей, особенно молодых, с несформировавшимся ещё вкусом, характером и убеждениями: они активизируют нездоровое любопытство и предоставляют в качестве образца для подражания не вполне адекватное поведение участников. Организаторы шоу в погоне за зрелищностью нередко балансируют на грани непристойности, а иногда и явно переходят её, что также может оказывать негативное воздействие на нравственность зрителей, многие из которых склонны без рассуждений принимать телевизионные образы за эталон. Кроме того, вызывает беспокойство и состояние психики участников, которые вынуждены в течение длительного времени жить в условиях, когда каждый их шаг фиксируется и может быть показан миллионам зрителей.

Примеры упоминаний в массовой культуре

Ниже указаны несколько типичных примеров произведений, в которых вопрос реалити-шоу подробно описан.

  • «Шоу Трумана » (1998) - фильм о человеке, который обнаруживает, что вся его жизнь режиссируется и снимается для круглосуточного реалити-шоу.
  • «Мультреалити » (2004) - мультсериал-пародия на принцип реалити-шоу.
  • «Остров отчаянных героев » (2007) - пародирующий многие известные реалити-шоу мультсериал о 22 подростках, участвующих в шоу, которое проходит на заброшенном острове в провинции Онтарио.

См. также

Напишите отзыв о статье "Реалити-шоу"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Реалити-шоу

В двенадцать часов ночи еще танцевали. Элен, не имевшая достойного кавалера, сама предложила мазурку Борису. Они сидели в третьей паре. Борис, хладнокровно поглядывая на блестящие обнаженные плечи Элен, выступавшие из темного газового с золотом платья, рассказывал про старых знакомых и вместе с тем, незаметно для самого себя и для других, ни на секунду не переставал наблюдать государя, находившегося в той же зале. Государь не танцевал; он стоял в дверях и останавливал то тех, то других теми ласковыми словами, которые он один только умел говорить.
При начале мазурки Борис видел, что генерал адъютант Балашев, одно из ближайших лиц к государю, подошел к нему и непридворно остановился близко от государя, говорившего с польской дамой. Поговорив с дамой, государь взглянул вопросительно и, видно, поняв, что Балашев поступил так только потому, что на то были важные причины, слегка кивнул даме и обратился к Балашеву. Только что Балашев начал говорить, как удивление выразилось на лице государя. Он взял под руку Балашева и пошел с ним через залу, бессознательно для себя расчищая с обеих сторон сажени на три широкую дорогу сторонившихся перед ним. Борис заметил взволнованное лицо Аракчеева, в то время как государь пошел с Балашевым. Аракчеев, исподлобья глядя на государя и посапывая красным носом, выдвинулся из толпы, как бы ожидая, что государь обратится к нему. (Борис понял, что Аракчеев завидует Балашеву и недоволен тем, что какая то, очевидно, важная, новость не через него передана государю.)
Но государь с Балашевым прошли, не замечая Аракчеева, через выходную дверь в освещенный сад. Аракчеев, придерживая шпагу и злобно оглядываясь вокруг себя, прошел шагах в двадцати за ними.
Пока Борис продолжал делать фигуры мазурки, его не переставала мучить мысль о том, какую новость привез Балашев и каким бы образом узнать ее прежде других.
В фигуре, где ему надо было выбирать дам, шепнув Элен, что он хочет взять графиню Потоцкую, которая, кажется, вышла на балкон, он, скользя ногами по паркету, выбежал в выходную дверь в сад и, заметив входящего с Балашевым на террасу государя, приостановился. Государь с Балашевым направлялись к двери. Борис, заторопившись, как будто не успев отодвинуться, почтительно прижался к притолоке и нагнул голову.
Государь с волнением лично оскорбленного человека договаривал следующие слова:
– Без объявления войны вступить в Россию. Я помирюсь только тогда, когда ни одного вооруженного неприятеля не останется на моей земле, – сказал он. Как показалось Борису, государю приятно было высказать эти слова: он был доволен формой выражения своей мысли, но был недоволен тем, что Борис услыхал их.
– Чтоб никто ничего не знал! – прибавил государь, нахмурившись. Борис понял, что это относилось к нему, и, закрыв глаза, слегка наклонил голову. Государь опять вошел в залу и еще около получаса пробыл на бале.
Борис первый узнал известие о переходе французскими войсками Немана и благодаря этому имел случай показать некоторым важным лицам, что многое, скрытое от других, бывает ему известно, и через то имел случай подняться выше во мнении этих особ.

Неожиданное известие о переходе французами Немана было особенно неожиданно после месяца несбывавшегося ожидания, и на бале! Государь, в первую минуту получения известия, под влиянием возмущения и оскорбления, нашел то, сделавшееся потом знаменитым, изречение, которое самому понравилось ему и выражало вполне его чувства. Возвратившись домой с бала, государь в два часа ночи послал за секретарем Шишковым и велел написать приказ войскам и рескрипт к фельдмаршалу князю Салтыкову, в котором он непременно требовал, чтобы были помещены слова о том, что он не помирится до тех пор, пока хотя один вооруженный француз останется на русской земле.
На другой день было написано следующее письмо к Наполеону.
«Monsieur mon frere. J"ai appris hier que malgre la loyaute avec laquelle j"ai maintenu mes engagements envers Votre Majeste, ses troupes ont franchis les frontieres de la Russie, et je recois a l"instant de Petersbourg une note par laquelle le comte Lauriston, pour cause de cette agression, annonce que Votre Majeste s"est consideree comme en etat de guerre avec moi des le moment ou le prince Kourakine a fait la demande de ses passeports. Les motifs sur lesquels le duc de Bassano fondait son refus de les lui delivrer, n"auraient jamais pu me faire supposer que cette demarche servirait jamais de pretexte a l"agression. En effet cet ambassadeur n"y a jamais ete autorise comme il l"a declare lui meme, et aussitot que j"en fus informe, je lui ai fait connaitre combien je le desapprouvais en lui donnant l"ordre de rester a son poste. Si Votre Majeste n"est pas intentionnee de verser le sang de nos peuples pour un malentendu de ce genre et qu"elle consente a retirer ses troupes du territoire russe, je regarderai ce qui s"est passe comme non avenu, et un accommodement entre nous sera possible. Dans le cas contraire, Votre Majeste, je me verrai force de repousser une attaque que rien n"a provoquee de ma part. Il depend encore de Votre Majeste d"eviter a l"humanite les calamites d"une nouvelle guerre.
Je suis, etc.
(signe) Alexandre».
[«Государь брат мой! Вчера дошло до меня, что, несмотря на прямодушие, с которым соблюдал я мои обязательства в отношении к Вашему Императорскому Величеству, войска Ваши перешли русские границы, и только лишь теперь получил из Петербурга ноту, которою граф Лористон извещает меня, по поводу сего вторжения, что Ваше Величество считаете себя в неприязненных отношениях со мною, с того времени как князь Куракин потребовал свои паспорта. Причины, на которых герцог Бассано основывал свой отказ выдать сии паспорты, никогда не могли бы заставить меня предполагать, чтобы поступок моего посла послужил поводом к нападению. И в действительности он не имел на то от меня повеления, как было объявлено им самим; и как только я узнал о сем, то немедленно выразил мое неудовольствие князю Куракину, повелев ему исполнять по прежнему порученные ему обязанности. Ежели Ваше Величество не расположены проливать кровь наших подданных из за подобного недоразумения и ежели Вы согласны вывести свои войска из русских владений, то я оставлю без внимания все происшедшее, и соглашение между нами будет возможно. В противном случае я буду принужден отражать нападение, которое ничем не было возбуждено с моей стороны. Ваше Величество, еще имеете возможность избавить человечество от бедствий новой войны.
(подписал) Александр». ]

13 го июня, в два часа ночи, государь, призвав к себе Балашева и прочтя ему свое письмо к Наполеону, приказал ему отвезти это письмо и лично передать французскому императору. Отправляя Балашева, государь вновь повторил ему слова о том, что он не помирится до тех пор, пока останется хотя один вооруженный неприятель на русской земле, и приказал непременно передать эти слова Наполеону. Государь не написал этих слов в письме, потому что он чувствовал с своим тактом, что слова эти неудобны для передачи в ту минуту, когда делается последняя попытка примирения; но он непременно приказал Балашеву передать их лично Наполеону.
Выехав в ночь с 13 го на 14 е июня, Балашев, сопутствуемый трубачом и двумя казаками, к рассвету приехал в деревню Рыконты, на французские аванпосты по сю сторону Немана. Он был остановлен французскими кавалерийскими часовыми.
Французский гусарский унтер офицер, в малиновом мундире и мохнатой шапке, крикнул на подъезжавшего Балашева, приказывая ему остановиться. Балашев не тотчас остановился, а продолжал шагом подвигаться по дороге.
Унтер офицер, нахмурившись и проворчав какое то ругательство, надвинулся грудью лошади на Балашева, взялся за саблю и грубо крикнул на русского генерала, спрашивая его: глух ли он, что не слышит того, что ему говорят. Балашев назвал себя. Унтер офицер послал солдата к офицеру.
Не обращая на Балашева внимания, унтер офицер стал говорить с товарищами о своем полковом деле и не глядел на русского генерала.
Необычайно странно было Балашеву, после близости к высшей власти и могуществу, после разговора три часа тому назад с государем и вообще привыкшему по своей службе к почестям, видеть тут, на русской земле, это враждебное и главное – непочтительное отношение к себе грубой силы.
Солнце только начинало подниматься из за туч; в воздухе было свежо и росисто. По дороге из деревни выгоняли стадо. В полях один за одним, как пузырьки в воде, вспырскивали с чувыканьем жаворонки.
Балашев оглядывался вокруг себя, ожидая приезда офицера из деревни. Русские казаки, и трубач, и французские гусары молча изредка глядели друг на друга.
Французский гусарский полковник, видимо, только что с постели, выехал из деревни на красивой сытой серой лошади, сопутствуемый двумя гусарами. На офицере, на солдатах и на их лошадях был вид довольства и щегольства.
Это было то первое время кампании, когда войска еще находились в исправности, почти равной смотровой, мирной деятельности, только с оттенком нарядной воинственности в одежде и с нравственным оттенком того веселья и предприимчивости, которые всегда сопутствуют началам кампаний.
Французский полковник с трудом удерживал зевоту, но был учтив и, видимо, понимал все значение Балашева. Он провел его мимо своих солдат за цепь и сообщил, что желание его быть представленну императору будет, вероятно, тотчас же исполнено, так как императорская квартира, сколько он знает, находится недалеко.
Они проехали деревню Рыконты, мимо французских гусарских коновязей, часовых и солдат, отдававших честь своему полковнику и с любопытством осматривавших русский мундир, и выехали на другую сторону села. По словам полковника, в двух километрах был начальник дивизии, который примет Балашева и проводит его по назначению.
Солнце уже поднялось и весело блестело на яркой зелени.
Только что они выехали за корчму на гору, как навстречу им из под горы показалась кучка всадников, впереди которой на вороной лошади с блестящею на солнце сбруей ехал высокий ростом человек в шляпе с перьями и черными, завитыми по плечи волосами, в красной мантии и с длинными ногами, выпяченными вперед, как ездят французы. Человек этот поехал галопом навстречу Балашеву, блестя и развеваясь на ярком июньском солнце своими перьями, каменьями и золотыми галунами.

«Дом-2» и «Битву экстрасенсов», на самом деле эти программы с трудом попадают в список самых рейтинговых. Реалити-шоу считают самым низовым развлекательным жанром, однако за их кажущейся примитивностью стоит сложная и продуманная схема, которая говорит не только о том, как устроено телевидение. Разбираемся, что не так с этим неоднозначным, но знаковым форматом и что приходит ему на смену.

дарья татаркова


Шоу свиданий, которое можно было бы перевести как «Голые и смешные», дебютировало с позорно низкими рейтингами

Телевидение словно говорит - жизнь любых «других» может быть интереснее вашей

Чтобы жениться, мужчина решает сходить на свидания с 30 женщинами. Многочисленная американская семья живёт шикарной жизнью. Маленькая пухленькая девочка из американской глубинки рассказывает о буднях своей семьи и мечтает выиграть шоу красоты. Состоятельные домохозяйки из города N выясняют отношения. Группа девочек под руководством строгого инструктора и инициативных нервных мам занимается танцами и участвует в соревнованиях. Все эти сюжеты звучат не слишком увлекательно, а подчас и неприглядно, однако за развитием этих событий люди следят годами, стараясь не упустить ни малейшей подробности. За последние двадцать лет реалити-телевидение стало своеобразным наркотиком, с которого сложно соскочить, из-за чего его перепридумывают на разный лад не только на Западе, но и во всём мире. Если есть кому смотреть телевизор, то есть и реалити-шоу - даже в консервативной арабской стране или коммунистическом Китае.

В сознании большинства россиян реалити-шоу - это до сих пор живой «Дом-2», давно отгремевшие «Фабрика звезд» и, конечно, «Последний герой», возможно, первый заслуживающий внимания мировой прорыв жанра. С одной стороны, это действительно главные местные хиты, с другой - этим заимствованным сюжетам уже больше десятка лет. Помимо них на мировом и российском ТВ существует множество форматов, от телевикторин до «переделок» квартир и внешности, которые относятся к реальному телевидению по одному простому критерию - всё это как будто про настоящих людей и их настоящую жизнь.

«Холостяк», «Семейство Кардашьян», «Милашка Бу-Бу», «Реальные домохозяйки Атланты» и «Мамы в танце» - лишь несколько самых показательных и популярных американских шоу последних лет. Нескончаемый, казалось бы, поток концептов и сюжетов разносит по миру из Штатов и Европы в виде франшиз, и Россия - лишь один из рынков, куда регулярно экспортируются британские, американские и даже японские шоу. Лишь за редким исключением вроде «Дома-2», они мутируют настолько, что становятся настоящим национальным продуктом. Безусловно, это далеко не все участники реалити-телевидения, которые есть сейчас, - перечислять можно до бесконечности. Телевидение словно говорит - жизнь любых «других» может быть интереснее вашей, и в ней есть место невиданной драме, даже если герой - это водитель грузовика. Загляните на «Адскую кухню» с вечно накалённым Гордоном Рамзи или в уместное в эпоху YouTube-тьюториалов шоу «Без лица», демонстрирующее мастерство гримёров.



Реалити, каким мы его знаем, появилось во многом за счёт того, что продюсерам хотелось тратить меньше, а зарабатывать больше. Бесспорно, даже такие передачи требуют финансовых вложений, но они несопоставимы с бюджетами сериалов, претендующих на такие же рейтинги. Зачастую не нужно ни нанимать профессиональных актёров и хороших сценаристов, ни тратиться на декорации и костюмы. Непрофессиональные и начинающие артисты, которыми, как выяснилось на заре кастингов в первые программы, довольно часто оказываются герои, готовы работать бесплатно, а сюжеты если и продумываются, то обычно укладываются в примитивную канву. Для рынков вроде России, куда идеи экспортируются, всё ещё проще: берётся готовая схема, даже локализацию делать необязательно.

Конечно, «реалити» - это совсем не реальность. То, что видят зрители, может кардинально отличаться от происходившего на съёмочной площадке, а хитрый монтаж способен сильно исказить поступки и намерения героев. Обычно здесь не используют такой же проработанный сценарий, как в сериалах, однако шоураннеры продумывают особенности каждого персонажа, в рамках которых они должны себя вести. Конфликты фабрикуют, постоянно подкидывая дров в то и дело разгорающиеся скандалы между участниками. Помимо естественных поворотов событий часто в ход идут стори-борды - грубый набросок того, как должно всё происходить. Режиссёры и сценаристы объясняют команде, как они должны себя вести и что именно делать, после чего включаются камеры и шоу начинается. Финальное и самое эффективное оружие - монтаж. Итоговую съёмку можно нарезать и склеить так, что вырванные из контекста фразы складываются в историю, которой и вовсе не произошло.

К сожалению, в таком формате и в таком объёме вылезают на поверхность не самые безобидные приёмы, которыми полнится вся индустрия развлечений. Если посмотреть на подборку самого популярного реалити-тв, то сразу становится понятно, что телеканалы умело и при этом даже не слишком тонко играют на наших худших порывах. Зависть, жадность, обжорство, лень, гнев, гордость и вожделение - все семь смертных грехов как будто настольное руководство по тому, как сделать прибыльную передачу.


В погоне за ярким конфликтом шоу чаще всего впадают в поощрение агрессии, подчас совершенно неуместной. Печально известный «Дом-2», как вампир, питается от несдержанности участников, стремящихся привлечь к себе как можно больше внимания. Зрителям предлагают сопереживать раздутым драмам и возмутительным поступкам, после чего участники шоу садятся в терапевтический кружок, чтобы поговорить о случившемся. Лучший современный пример того, как создатели вынуждают участников идти на крайности, - «Мамы в танце». Главная героиня, инструктор по танцам, говорит в интервью о том, что продюсеры заставляют и её, и мам вести себя куда истеричнее, чем обычно, а также потребовали придумать откровенно унизительную систему оценок, которую она как педагог считает вредной.Все ситуации вроде «соревнование через неделю - немедленно начинаем нервно готовиться» придуманы редакторами программы и никакого отношения к реальному ведению спортивных танцев не имеют.

Даже дети однажды почти стали жертвой такого приёма. Сорок детей и никаких родителей - таким могло бы быть потенциально невероятно успешное реалити-шоу про детский город в духе «Один дома». На деле его закрыли после одного сезона, потому что дети отказывались ругаться между собой и построили действительно функционирующее и доброжелательное мини-общество. Продюсерам казалось, что никому не будет интересно смотреть на то, как у детей всё хорошо.

Эксплуатация тех, кому меньше 18, - уже прижившийся приём, при этом детские конкурсы красоты, работающие по «взрослым» стандартам, справедливо вызывают осуждение . Сексуализация детей и их травмирование ради специфических амбиций родителей в «Мамах в танце» на фоне судебных разбирательств участников нравится аудитории всё меньше . Другое шоу - про маленькую девочку на конкурсе красоты, - напоминающее завязку доброго фильма «Маленькая мисс Счастье», на деле превратилось в кошмар. В «Милашке Бу-Бу» амбиции девочки с милым прозвищем уходят на второй план, в то время как сценаристов все больше интересует любовь её семьи к фастфуду. Девочку теперь таскают по передачам о здоровье, призывая сменить диету, особенно на фоне прогрессирующей астмы, и само шоу чаще всплывает в контексте скандальных и пугающих новостей о домогательствах и болезнях, связанных с ожирением, нежели в положительных рецензиях.

Упоение чужими проблемами - бич реалити-телевидения. На «Милашку Бу-Бу» любят показывать пальцем, как на пример нездорового образа жизни, однако почему-то продолжают её смотреть, надеясь на новые жутковатые подробности. Деталями чужой диеты все не ограничивается. В нашем лексиконе укрепилось «снимите это немедленно» из-за передач об о(б)суждении чужого внешнего вида, а игровые реалити-шоу вроде «Самое слабое звено» и «Кто хочет стать миллионером?» перепрограммируют аудиторию на идею, что лишь победа любой ценой имеет смысл, а поражение - наказуемо. Сегодня, правда, эксплуатация жажды наживы на фоне отрезвляющих мировых кризисов и тенденции осмысленного потребления немного теряет свою силу. В том же ключе существуют и «Топ-модель по-американски» или «Проект Подиум». В обществе, где наконец-то разговор о боди-позитивном движении становится всё громче, телеведение упорно не хочет его слышать. Для продюсеров шоу после конвенциональных худышек есть только плюс-сайз и только в контексте «не такие, как мы».

Главные героини садистского «Мамы в танце» совсем не мамы, как могло бы показаться

Упоение чужими проблемами - бич реалити-телевидения



Самыми востребованными у публики всегда остаются шоу, которые не призывают задуматься, а лишь предлагают чужие склоки и проблемы как развлечение. Главное, о чём не стоит забывать в водовороте невероятных гламурных событий, так не похожих на нашу рутину, - что это продукт выверенной работы. Участники реалити-шоу постоянно дают интервью, рассказывая о том, что в обычной жизни они никогда бы не стали так себя вести, а продюсеры и режиссёры шоу нарочно требовали от них неадекватного поведения.

Ощущение причастности, которое неизменно вызывают реалити-шоу, исходит из обманчивой убежденности, что там всё «по правде». Для многих зрителей реалити-шоу - это та самая воплощенная мечта о славе, к которой, кажется, теперь так несложно пробиться. Американское «Семейство Кардашьян» превратило детей Кардашьян-Дженнер, с Ким во главе, из просто светских персон в мировых знаменитостей номер один. Самые распространенный упрек в адрес такого телевидения заключается в том, что оно делает людей знаменитыми, «просто потому что они знамениты», возводя публичность или богатство в моральный абсолют.

Так же было и с девушкой Снуки, которая в какой-то момент по популярности не уступала самому Канье, просто потому что была звездой «Jersey Shore». Снуки, прославившаяся своим легкомысленным образом жизни, зарабатывала за серию больше , чем какой-нибудь уважаемый профессор в год, а на её поведение равнялись тысячи подростков. Многие критики ругали шоу о группе друзей на отдыхе и за восхваление бытовой глупости, и за эксплуатацию вредных стереотипов об американцах итальянского происхождения. Исследования говорят об «эффекте Снуки », в рамках которого девушки её поколения верят, что ложь и внешний вид - лучшее средство достижения своих желаний.

Неумные, нежизнеспособные или попросту опасные модели поведения, которые транслируют реалити-шоу - вот то, что действительно сходит с экрана в «реальность». Герои главных российских шоу стали полноценными знаменитостями со своими фанклубами: про участников «Дома-2» выходит отдельный ежемесячный журнал, а его бывшие звёзды продолжают собирать многотысячные аудитории и монетизировать свой реалити-опыт, но теперь уже самостоятельно. Виктория Боня превратилась в телеведущую и светскую львицу, а Алёна Водонаева - в королеву инстаграма с более чем 800 тысячами подписчиков.

Наслаждение чужим унижением наконец-то перестало приносить прибыль: аудитория насмотрелась в кривое зеркало

Стереотипы и примеры «характерного» поведения, подхваченные сценаристами, на выходе превращаются в константы. К примеру, придуманное в ответ «Отчаянным домохозяйкам», шоу «Реальные домохозяйки» разрослось в собственную вселенную, построенную на , включая и кивок в сторону афроамериканского сообщества. Уже семь сезонов его героини отвечают за подтверждение всех некрасивых и необоснованных представлений о «типичной» афроамериканке, вспыльчивой, громкой и склонной ко всему яркому и блестящему : чуть что начинают скандалить и размахивать руками с накладными ногтями в духе «bitch, please ». В России реалити, в последние годы перекочевавшее на специализированные каналы, работает в том же направлении. Популярное украинское шоу «Барышня-крестьянка» на телеканале «Ю» использует стереотипы о женщинах из разных социальных слоев: по сюжету городская жительница из богатой семьи должна поменяться местами с девушкой из деревни, чтобы зрители узнали, кому же на самом деле в этой жизни легко.

Одно из самых популярных шоу свиданий на американском телевидении сегодня - «Холостяк» и его «женская» версия «Холостячка» - тоже продвигают крайне сексистские и стереотипичные модели поведения. Несмотря на то что за 19 сезонов мало кто из участников не то чтобы женился, но хотя бы даже создал крепкую пару, сюжет про поиск партнёра продолжает продаваться почти так же успешно, как и всегда. Существует и женский вариант, но это скорее заполнение ниши, чем ответ на запрос времени: если тут в чём-то и проявляется равноправие, так это в равно примитивном подходе в изображении отношений. Одноименный экспорт пытается прижиться и в России - правда, в качестве холостяка продюсеры ТНТ предпочли взять местную звезду Тимура Батрутдинова, по привычке опасаясь, что свидания обычных людей мало кому интересны.

Если всё так плохо, то почему реалити-шоу всё ещё смотрят? Если отбросить удобное объяснение про уровень целевой аудитории или конспирологические теории про «оболванивание» нации, то есть и другая причина. Реалити-шоу породили такой термин, как «хейт-вочинг», то есть просмотр чего-то вопреки своим принципам. Проще говоря, рейтингам шоу подыграли и те, кто смотрел с осуждением. Однако кажется, что вырождающиеся сюжеты и экплуатацинный подход постепенно начинают всем надоедать . Даже американское шоу с голыми людьми , идущими на свидание, не вызвало ничего похожего на фурор, а печально известное шоу «Машина» телеканала «Перец», где участникам надо выстоять 72 часа рядом с автомобилем, не вошло даже в топ-100 самых популярных программ за последнее время . Похоже, наслаждение чужим унижением наконец-то перестало приносить прибыль: аудитория насмотрелась в кривое зеркало, которым год за годом были бесконечные шоу об отношениях, построенные на стереотипах и чуть что впадавшие в азартную дискриминацию. Хороший пример - недавний хит «Duck Dynasty» о провинциальной семье Робертсон, рейтинги которого рухнули из-за гомофобных заявлений участников.

6 миллионов раз просмотрели роды двойни Джуди, автора канала «It"s Judy"s Life»

Есть мнение, что России пока до такой осознанности далеко, и вся страна по-прежнему проводит время за «Домом-2» и «Битвой экстрасенсов». Рейтинги, тем не менее, говорят о том, что новостями и ток-шоу россияне (и не только) интересуются куда больше. Реалити-телевидение появилось у нас как калька с западных шоу, и самые успешные и громкие хиты - «За стеклом», «Голод», «Дом-2» и «Фабрику звезд» - объединяло то, что зрителям нужно было пристально следить за динамикой отношений в группе. Теплее всего у нас приняли истории про отношения, и чем конфликтнее - тем лучше. Сейчас эту потребность сполна выполняют полностью постановочные ток-шоу и сюжеты про скандалы, интриги, расследования. Не отстают и сериалы о следователях и работе суда: понятно, что правдоподобное реалити-шоу о работе правоохранительных органов и судов в России мы, скорее всего, в ближайшее время не увидим. Если на Западе реалити-шоу сдуваются из-за своей несовременности или заезженности сюжетов, то в России они просто не могут развить свой потенциал. Наши продюсеры максимально стараются избегать рисков, а дать участникам бесконтрольно открывать рот сегодня не может позволить себе ни один ведущий телеканал.

В итоге реалити-телевидение постигла та же участь, что и всю поп-культуру - его поглотил, пережевал и выплюнул интернет с его пока неограниченной свободой в создании и распространении контента. Видеоблоги в остальном мире сегодня куда популярнее инсценированных шоу. Так, более миллиона подписчиков следят за жизнью героев блога «It’s Judy’s Life » - семьи бьюти-блогера Джуди, добровольно показывающей свою жизнь. В России подростки быстро оседлали ту же волну: блоги одних из самых популярных каналов, Кати Клэп и Саши Спилберг, смотрят миллионы. Если страсть человечества к вуайеризму и неистребима, то, по крайней мере, шоу можно делать на условиях тех, кто сам пускает нас в свою жизнь. О беспристрастности видео, которые выкладывают люди на YouTube, мы можем только догадываться, однако в их случае герой сам контролирует весь процесс от начала до конца, и такой подход как минимум выглядит честнее. Реалити-шоу вряд ли исчезнут совсем, всё-таки в их основе лежит всё то, что делает нас людьми, в том числе неприятное. Однако соразмерно тому, как эволюционирует массовое сознание, им придётся измениться - очень быстро и довольно кардинально.