Стресс и пути его преодоления. Тема: «Стресс и способы его снятия» Живя, умей все пережить, печаль, и радость, и тревогу. Ф.И.Тютчев. Презентация на тему методы снижения стресса

Слайд 2

Понятие стресса

Стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование. Стресс (англ. – напряжение). Ввел канадский врач и биолог Ганс Селье в 1936 г.

Слайд 3

Стресс

Стресс - это естественная реакция нашего организма на внешние раздражители. Зачастую шум, конфликтные ситуации на работе и в семье являются причинами возникновения стресса. Следует отметить, что, пока наш организм способен ответить на данные раздражители, беспокоиться не стоит, но если организм поддается этим агрессорам и не выдерживает их "напора", стоит насторожиться.

  • Слайд 4

    Признаки стресса

    • тревога,
    • страх,
    • напряжение,
    • неуверенность,
    • растерянность,
    • подавленность,
    • беззащитность,
    • паника, бледность или краснота,
    • учащение пульса,
    • дрожь,
    • потливость,
    • сухость во рту,
    • затруднение дыхания,
    • расширение зрачков,
    • мышечная скованность,
    • трудности глотания,
    • желудочный спазм.
  • Слайд 5

    Способы борьбы со стрессом

    • регулярно питаться и заниматься спортом;
    • избегать чрезмерного употребления кофеина, который может вызывать чувство беспокойства и взволнованности;
    • не курить и не принимать наркотики;
    • развивать уверенность в себе, например, расскажите о своих чувствах в вежливо настойчивой форме: “Я сержусь, когда ты кричишь на меня. Прекрати, пожалуйста, кричать";
  • Слайд 6

    • научитесь справляться со сложными задачами, например, разделите задание на несколько маленьких;
    • избавьтесь от негативного настроя: замените негативные о себе мысли на альтернативные нейтральные или позитивные: фразу “Моя жизнь никогда не наладится" замените “Хотя я и нахожусь в безнадежной ситуации, но если приложить усилия, все изменится на лучшее";
    • научитесь принимать позитивный результат работы, а не идеальный, перестаньте требовать совершенства от себя и других;
  • Слайд 7

    • сделайте перерыв: послушайте музыку, поговорите с друзьями, поиграйте с домашним любимцем;
    • формируйте круг друзей, которые могут помочь и подбодрить Вас.
    • Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты.
    • Помни, мы сильны, когда верим в себя.
  • Слайд 8

    Комплекс упражнений

    1. Возьмитесь обеими руками за сиденье стула, на котором сидите, напрягитесь и потянитесь вверх. Досчитайте до шести, опустите руки вдоль туловища и расслабьтесь.
    2. Отведите руки за голову и сильно надавите на шею у основания черепа, одновременно противодействуя этому давлению.
    3. Помассируйте пальцы рук - от основания до кончиков. Мужчины сначала массируют левую руку, а женщины начинают с правой руки.
    4. Медленно вдохните (мысленно сосчитав до шести), задержите дыхание на 2 секунды, медленно выдохните (сосчитав до 12-ти).
  • Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Как бороться со стрессом? Подготовила и провела Психолог Школы имени С.М. Кирова Наумченко Наталья Николаевна

    Слайд 2

    Прежде чем говорить о том, как бороться со стрессом рассмотрим виды стрессов. Все стрессовые ситуации (стрессоры) можно условно разделить на три группы: Какие?

    Слайд 3

    первая группа стрессоров Стрессоры, которые нам практически не подвластны Это, по сути, влияние внешней по отношению к нам среды. Сюда можно отнести погоду, загрязненный воздух, ценовую политику на рынке, инфляционные процессы, уровень преступности, долгое ожидание общественного транспорта, задержка зарплаты, действия администрации, действия других людей по отношению к нам, перегруженность и многое другое. Конечно же, можно волноваться и нервничать по случаю неожиданного отключения воды, по поводу долгого стояния в очереди в поликлинике и т.п., но кроме усиления раздражения, повышения артериального давления мы ничего не добьемся.

    Слайд 4

    Вторая группа стрессоров Стрессоры, на которые мы можем и должны влиять. Это наша неспособность ставить реальные жизненные цели и достигать их, неумение управлять своим временем, различные трудности межличностного характера. Если мы научимся управлять своими действиями, то мы устраним массу причин возникновения стрессовых ситуаций.

    Слайд 5

    Третья группа стрессоров События и явления, которые мы сами превращаем в проблемы. Это мнимые, несуществующие проблемы, но которые мы принимаем за реальные. На физиологическом уровне они действуют реально, вызывая кучу неприятностей для нас самих. Сюда относятся все виды беспокойства о будущем, переживания по поводу прошлых событий (по принципу «У меня есть мысль, я ее думаю»). Большинству из нас знакомы подобные ситуации. Мы очень часто сами формируем стрессовые ситуации в нашей жизни. А потом, как положено, преодолеваем их, а итог этих преодолений часто бывает печальным.

    Слайд 6

    Обратите внимание на то, как вы справляетесь со стрессом Подумайте о том, какие методы управления стрессом вы применяете в настоящее время, насколько они разумны и продуктивны. К сожалению, многие мужчины выбирают такие способы преодоления стресса, которые не только не решают проблему, а усугубляют ее. Непродуктивные способы борьбы со стрессом???

    Слайд 7

    Эти методы преодоления стресса могут временно снизить его уровень, но в долгосрочной перспективе нанесут только вред: Курение Использование таблеток и препаратов для расслабления Чрезмерное увлечение алкоголем Длительный сон Переедание или недоедание Откладывание дел Просиживание в течение многих часов перед телевизором или компьютером Заполнение каждой минуты дня делами от страха столкнуться с проблемами Самоизоляция Вымещение злости и раздражения на окружающих

    Слайд 8

    Люди, которые берут на себя ответственность за происходящее и самостоятельно принимают решение, менее подвержены стрессам
    длительный стресс опасен для нашего здоровья. Поэтому нам необходимо знать и уметь пользоваться различными методами преодоления и предупреждения стресса. Привести пример методов преодоления стресса Научитесь справляться со стрессом Научитесь расслабляться Учитесь быстро избавляться от стресса

    Слайд 9

    Вам не всегда подконтрольно воздействие стресса, но вы всегда можете научиться управлять вашей реакцией на этот стресс. Для этого необходимо взять под контроль ваши мысли и эмоции, свой распорядок дня, вашу среду, пути выхода из стрессовой ситуации. Изменив свою реакцию на стресс, вы позаботитесь о своем здоровье, найдете время для отдыха и расслабления (релаксации). Вы не можете полностью исключить стресс из своей жизни, но вы можете взять под контроль его влияние на вас. Такие методы расслабления, как посещение спортзала, медитация, дыхательные упражнения, мышечная релаксация являются противоположностью стресса. Регулярная практика приводит к сокращению влияния повседневного стресса и повышает чувство уверенности, радости и спокойствия. Они также усиливают вашу способность оставаться спокойными и собранными при воздействии различных стрессовых ситуаций. Каждый может научиться уменьшать воздействие стресса на свой организм. С практикой вы сможете определять стресс и контролировать ситуацию при ее воздействии. Они дадут вам уверенность в том, что при столкновении с проблемами, вы быстро и безболезненно восстановите внутреннее равновесие.

    Слайд 10

    Тест "Стресс" на оценку стрессоустойчивости Данный тест на оценку стрессоустойчивости был разработан ученым -психологом Медицинского центра Университета Бостона. Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится. Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков: – почти всегда – 1; – часто – 2; – иногда – 3; – почти никогда – 4; – никогда – 5.

    Слайд 11

    Подвержены ли Вы стрессу? 1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день. 2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю. 3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен. 4. В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться. 5. Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю. 6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день. 7. За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков. 8. Ваш вес соответствует Вашему росту. 9. Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности. 10. Вас поддерживает Ваша вера. 11. Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью. 12. У Вас много друзей и знакомых. 13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете. 14. Вы здоровы. 15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо. 16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы. 17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю. 18. Вы можете организовать Ваше время эффективно. 19. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков. 20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.
    – почти всегда – 1; – часто – 2; – иногда – 3; – почти никогда – 4; – никогда – 5.

    Слайд 12

    Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 очков. Ключ: Если Вы набрали меньше 10 очков, то Вас можно обрадовать, в случае если Вы отвечали еще и честно, – у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться. Если Ваше итоговое число превысило 30 очков, стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь и Вы им не очень сильно сопротивляетесь. Если Вы набрали более 50 очков, Вам следует серьезно задуматься о Вашей жизни – не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса. Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 очка и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт – 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно. Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.

    Слайд 13

    Вывод: НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ СТРЕССОМ!!!
    как:? Метод ы управления стрессом Избегайте стресса Упражнение № 1 Адаптация к стрессору Упражнение № 2 Измените стресс Упражнение № 3 Примите стресс Упражнение № 4

    Слайд 14

    Антистрессовое питание Мозг человека составляет всего 2-3 % от всей массы человека, 20 % калорий потребляемых нами в день «съедает» мозг Лучшему запоминанию способствует – морковь От напряжения и усталости хорошее средство – лук Выносливости способствуют - орехи (укрепляют нервы) Острый перец, клубника, бананы помогут снять стресс и улучшат настроение От нервозности вас избавит – капуста Для питания клеток мозга и хорошего кровоснабжения, полезны черника или морская рыба. Стимулирует работу мозга пища богатая белками – это мясо и рыба. Сахар – совсем не является средством для повышения работоспособности. Намного лучше есть не чистый сахар, а продукты, в котором он находится: Сухофрукты, орехи, семечки, злаки, горький шоколад и т.д. Капсулы с рыбьим жиром рекомендуется принимать в стрессовых ситуациях, в частичности перед экзаменом.

    Слайд 15

    Успехов Вам в борьбе со стрессом. Каждый день на работе, в семье, в межличностных отношениях у вас возникают какие-то проблемы. Кажется, что никогда не выйти из полосы проблем, вызывающих стресс. Какие методы управления стрессом существуют? Оказывается их достаточно много. Даже, если вы просто осознаете, что контролируете свою жизнь, то это уже основа для управления стрессом.












    Наша жизнь ускоряется. И на ребенка в подростковом возрасте ложится огромная нагрузка. Для того, чтобы вы могли справляться со стрессом, вам необходимо научиться самому распознавать когда и какие эмоции, чувства могут вызвать стресс и как с ним бороться.

    Обратите внимание на такой момент. Если ваше сознание постоянно занимают тревожные мысли, например: "Я беспокоюсь о..., меня беспокоит..."; если вы постоянно делает непроизвольные движения такие, как накручивание волос, кусание ногтей, переминание с ноги на ногу - это признаки нервозности. Следовательно, вы должны научиться следить за собой, распознавать их.


    9 способов как помочь подростку справиться со стрессом

    1 . Вы не должны справляться со всем в одиночку. Если у Вас слишком много обязанностей, Вы можете попросить родителей, братьев и сестер, друзей помочь Вам. Даже простой разговор по душам, о том как у Вас много проблем, уже даст некоторую эмоциональную поддержку.






    6.Можно завести дневник, в котором Вы будите описывать свои чувства, тем самым материализуя их на бумагу, освобождаясь от них и понимая то, что за ними стояло.

    А можно попытаться изобразить свои негативные эмоции с помощью красок, а потом этот рисунок уничтожить.





    Не забывайте поговорку, что

    «Деловые люди, которые не знают, как бороться со стрессами, умирают молодыми».

    Помните, что:

    Самое важное в жизни –– это умение вырабатывать у себя определённое умонастроение, положительное отношение к окружающему миру.

    Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее.

    Вывод:

    Каждый человек обладает способностью АУТОРЕГУЛЯЦИИ –– нужно лишь уметь своевременно воспользоваться ею.

    Человек не беспомощен перед стрессом.


    СТАДИИ СТРЕССА Стадия тревоги (опасности) мобилизует организм встретить влияние стрессора: учащается дыхание, увеличивается кровяное давление, напрягаются мышцы; Стадия сопротивления – организм сопротивляется воздействию вредных внешних факторов и адаптируется; Стадия истощения характеризуется резким снижением энергии сопротивления.





    СИМПТОМЫ СТРЕССА Полная отдача себя работе, проведение все меньшего количества времени с друзьями и семьей; Неэффективность на работе; Выполнение рабочих заданий вне работы за счет личного отдыха; Сильная утомляемость; Раздражительность; Регулярные физические болезни и др.


    ИСТОЧНИКИ СТРЕССА: Режим трудовой деятельности (условия труда, интенсивный режим, нехватка времени); Роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий; Коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами); Трудности построения карьеры (неадекватный уровень притязаний, профессиональная неуспешность, медленный или быстрый карьерный рост, страх перед увольнением); Факторы, связанные с организационной культурой и микроклиматом (несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре организации, интриги, ограничение свободы и т.д.); Внеорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни, неумение разделить профессиональную и семейную ролевую стратегию поведения)


    ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СТРЕССА Генетическая предрасположенность; Тип высшей нервной деятельности Ранний детский опыт; Родительские сценарии; Личностные особенности (характер, уровень самооценки, направленность, установки и ценности); Факторы социальной среды; Когнитивные факторы.




    Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к снижению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.


    Работники, составляющие группу риска Работа связана с интенсивным общением; Возникновение внутренних конфликтов, связанных с работой; Работа протекает в условиях нестабильности; Необходимость постоянно демонстрировать высокую эффективность; Жители крупных городов


    ПРИЧИНЫ «ВЫГОРАНИЯ» Постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве; Чрезмерные, невыполнимые требования к работникам; Передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий; Отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; Неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.




    Совладающее поведение при стрессе Копинг - «преодоление» («сорing») – приложение поведенческих и когнитивных усилий для удовлетворения внешних и внутренних требований. Копинг вступает в действие, когда сложность задач превышает энергетическую мощность привычных реакции, и требуются новые затраты, а рутинного приспособления недостаточно.


    Преобразующие стратегии «сравнение, идущее вниз», когда человек сравнивает себя с людьми, находящимися в еще более незавидном положении, «идущее вверх сравнение», когда человек вспоминает о своих успехах в других областях, «антиципирующее совладание» (лат. anticipatio предвосхищение), позволяющее людям психологически подготовиться к возможным нелегким испытаниям.









    СЛОН 1. СНИЖЕНИЕ СТРЕССОГЕННОСТИ СИТУАЦИИ Потенциальную способность какой-либо ситуации вызывать у людей стресс обычно называют стрессогенностью. Степень стрессогенности ситуации определяется количеством и силой отдельных стресс-факторов, присутствующих в текущий момент времени. Для эффективного управления стрессогенностью ситуации необходимо: Хорошо различать типичные стресс-факторы. Уметь определять силу их действия на себя. Знать в достаточном количестве эффективные и удобные для себя методы купирования (снижения силы) этих стресс-факторов; уметь их применять.


    Основные стресс-факторы 1. Значимость ситуации. Критерий – цена отказа. Что для себя ценного я потеряю, если откажусь от выполнения данной деятельности или от нахождения в данной ситуации? 2. Новизна и неопределенность. Критерий – отсутствие знаний, умений, навыков и информации, необходимых для успешного осуществления данной деятельности или для безопасного нахождения в данной ситуации. 3. Нагрузка. Критерий – количество затрат и уровень дискомфорта, испытываемого мною при осуществлении данной деятельности или при нахождении в данной ситуации. Что для себя ценного я теряю (время, усилия, средства)? Какую цену нужно заплатить за выигрыш? 4. Риск. Критерий – цена ошибки. Что для себя ценного я потеряю, если я сделаю неправильное действие? 5. Цейтнот. Критерий – отсутствие запаса времени, достаточного для спокойного обдумывания вариантов поведения, или для перехода в более ресурсное состояние, или для повторения работы в случае ошибки.








    Механизмы эмоционально- ориентированного преодоления ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ. ЗАМЕЩАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РАЗРЯДКА – перевод энергии переживаний в энергию действия. ФАНТАЗИЯ (ПРЕОДОЛЕНИЕ ВНЕ РЕАЛЬНОСТИ). ТВОРЧЕСТВО. СДЕРЖИВАНИЕ (аналог психологической защиты вытеснения) – это сознательное или полу осознанное избегание неприятных мыслей, дел или проблем. Часто сочетается с ОТВЛЕЧЕНИЕМ на другие занятия и мысли. ОТСТРАНЕНИЕ – это восприятие ситуации без эмоциональной реакции (эмоции как бы «выключены») или с ощущением нереальности происходящего (все происходит «как бы не на самом деле» или «как бы не со мной»). ЮМОР – переосмысление проблемы с подчеркиванием ее смешных сторон. ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ И САМОИЗМЕНЕНИЕ.


    Стратегии преодоления стресса Изменяйте то, что можете изменить, и принимайте вещи такими, какие они есть, если изменить их не в ваших силах. Изменяйте: будьте здоровы (правильно питайтесь + физические нагрузки); умейте расслабляться; научитесь говорить «нет»; отдыхайте, развлекайтесь планируйте, управляйте своим рабочим временем; находите положительное во всем; будьте целеустремленными. Принимайте то, что нельзя изменить: уступите (перестаньте бороться с переменами, не считайте перемены своим личным врагом); измените свою позицию; не будьте жертвой; контролируйте свою злость (замените ее продуктивной деятельностью); не волнуйтесь из-за мелочей.




    СЛОН 3. САМОВОССТАНОВЛЕНИЕ Методы нейтрализации стресса Психологические ФизиологическиеБиохимические Физические Аутотренинг; Медитация; Рациональная терапия Массаж; Физические упражнения Баня; Закаливание; Водные процедуры Фармакотерапия; Алкоголь; Фитотерапия.


    БОЛЬШАЯ ЧЕРЕПАХА. ПОВЫШЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ДВА ОСНОВНЫХ ПОДХОДА К ПОВЫШЕНИЮ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ: 1. Метод Российского спецназа: «Тяжело в ученье – легко в бою» В российских спецподразделениях офицеры и сержанты традиционно культивируют высокий уровень психического давления на бойцов, причем организуется это так, чтобы воздействие не прекращалось ни на минуту. В результате те, кто адаптируются к данному стрессу, начинают относиться к такому уровню нагрузки, как к норме. 2. Метод японских топ-менеджеров: «Прививка против стресса» В ряде японских фирм высшее руководство раз в квартал вывозят в полувоенные лагеря, где их подвергают высочайшим физическим и психическим нагрузкам, в том числе побоям и моральным унижениям. По некоторым сведениям после этого в этих фирмах наблюдается резкий подъем производительности труда, а в отношениях между руководителями – заметное уменьшение числа конфликтов и недоразумений.


    Тактика работы со стрессом Алгоритм действий при ожидании стресса: 1. Нейтрализация излишнего волнения: Медитация, работа с дыханием; Аутотренинг (формулы спокойствия) 2. Формирование уверенности в себе; 3. Поиск ресурсов: Объективных (составление плана по их получению); Субъективных (поиск в прошлом); 4. Моделирование в сознании желаемого результата




    АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ + РЕСУРС =ЖЕЛАЕМОЕ СОСТОЯНИЕ ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ РЕСУРСОМ? состояния (спокойствие, уверенность в себе); качества (настойчивость, усидчивость); убеждения ("Я имею право на ошибку"); способности (умение выбирать друзей, способность убеждать собеседника); знания


    Алгоритм действий при наступлении стресса 1. Нейтрализация избытка негативных эмоций 2. Формирование уверенности в себе (аутотренинг); 3. Определение структуры стрессора: с чем следует примириться; в чем можно найти позитивный момент? что в этой ситуации я должен изменить? 4. Поиск ресурсов: какие уже есть? какие нужно добыть и как? составление плана на ближайшее время 5. Приступить к выполнению плана




    Метод разумного предпочтения Шаг 5. Какой разумный способ рассуждений я могу предпочесть нагнетанию страха, обвинениям, недооценки происходящего? -Мне бы хотелось… -Я бы предпочел… -Было бы лучше, если бы… Шаг 6. Обоснованная, аутентичная реакция и эффективное поведение. Что вы начинаете при этом чувствовать? -Жаль, что… -Не повезло с… -Я огорчаюсь… -Я серьезно обеспокоен…


    Управление состоянием РАЗУМНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ -Все люди свободны (слова «должен», «обязан» приемлемы в ограниченных случаях) -Все люди сами отвечают за свою жизнь (мой поступок – мой выбор; использовать активные лингвистические конструкции, отражающие ответственность «Я бы предпочел обидеться… вместо «Меня обидели»; «Я не сумел отказаться» вместо «Меня заставили»; «Я не нашел способа, чтобы настоять на своем…» вместо «Он - упрямый осел»; «Он хотел меня разозлить (обидеть), и я поддался…» вместо «Он меня злит (обижает)»




    Метод разумного предпочтения Шаг 1. Идентификация поведения – мишени. Что я делаю, какие разрушающие переживания испытываю и эффективно ли я себя веду? Шаг 2. Идентификация шаблонов губительных рассуждений и иррациональных убеждений. Какие рассуждения предшествуют моим разрушающим переживаниям? Какие убеждение о себе, о других, о ситуации вызывают эти рассуждения? Шаг 3. Опровержение. Как можно оспорить мои губительные мысли? Шаг 4. Перцептивный сдвиг (замена губительных рассуждений разумными, иррациональных убеждений рациональными).


    Литература Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЭР СЭ, Кови С. 7 навыков эффективных менеджеров. Самоорганизация, лидерство, раскрытие потенциала. М.: Альпина Паблишерз, Мак Ки А. Бояцис Р., Джонстон Ф. Эффективный руководитель: 55 упражнений для личностного роста и осознанного изменения. М.: Смарт Бук Монина Г.Б. Раннала Н.В. Тренинг "ресурсы стрессоустойчивости" СПб.: Речь, Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Работа с подсознанием. СПб.: Питер, Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2007.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС? Стресс - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий; Стресс - это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды.

    Cлайд 3

    Виды стресса профессиональный стресс (стресс на работе) эмоциональный стресс физический психологический стресс операционный стресс (реакция организма на хирургическую операцию) посттравматический стресс, возникающий вследствие перенесенной травмы и.т.д

    Cлайд 4

    Что может быть стрессором? 1.Физические стрессоры: жар, холод, шум, огонь, уличное движение, насилие, болезни, плохие условия работы и т.д. 2.Социальные стрессоры: общественные, экономические и политические; семейные; связанные с работой, карьерой; межличностные стрессоры. 3. Семейные стрессоры: распределение обязанностей, ревность, различие в системах ценностей, болезни (смерть в семье и т.д.)..

    Cлайд 5

    Cлайд 6

    Первая (стадия тревоги). Сердце в такие моменты начинает биться чаще, пищеварение временно сдерживается. В этом состоянии человек не может находиться долго, так как устает.

    Cлайд 7

    Вторая (стадия сопротивления). Она наступает по мере развития и продолжения стрессовой ситуации. В этой стадии человек, адаптируясь к обстоятельствам, функционирует в оптимальном режиме. Эта стадия может продолжаться сравнительно долго

    Cлайд 8

    Третья (стадия истощения). Наступает, если стресс слишком силен или продолжителен. Ее признаки начинают проявляться в эмоциональной (тревога, апатия, раздражительность, психическая усталость), поведенческой (уклонение от ответственности и взаимоотношений, экстремальное поведение, пренебрежение к себе) и соматической (ухудшение здоровья, истощение, чрезмерное употребление лекарств) сферах. Потеря возможности сопротивления приводит к заболеванию, возникновению психологической травмы.

    Cлайд 9

    Последствия стресса По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы.

    Cлайд 10

    Два вида стресса «Положительный» стресс ведет к длительному пребыванию в состоянии приподнятого настроения, что, весьма благотворно влияет на организм: повышается иммунитет, отступают болезни, человек чувствует прилив радости, отлично выглядит и замечательно себя чувствует. «Отрицательный» стресс надолго выбивает из колеи и заметно подрывает здоровье.

    Cлайд 11

    Основные симптомы - рассеянность, - повышенная возбудимость, - постоянная усталость, - потеря чувства юмора, - резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет, с одновременно появившимся пристрастием к алкоголю, - пропажа сна и аппетита, - ухудшение памяти, - иногда возможны, так называемые «психосоматические» боли в области головы, спины, желудка.

    Cлайд 12

    Если Вы обнаружили у себя пять и более из перечисленных признаков, значит, надо срочно вытаскивать себя за уши из этого болота. Твердо усвойте, что вы у себя одна, а неприятностей вокруг пруд-пруди, на всех здоровья не напасешься. И, главное, жизнь такая штука, которую можно спокойно воспринимать только обладая большим чувством юмора.

    Cлайд 13

    Индикатор стресса Сначала прочитайте, а потом смотрите на картинку. На фото изображены два дельфина, выпрыгивающих из воды. Как было установлено на примере подопытной группы, несмотря на тот факт, что дельфины абсолютно идентичны, человек, находящийся в стрессовом состоянии, находит отличия в них. Если человек находит много отличий, значит, он испытывает сильнейший стресс. Посмотрите на картинку. Если Вы нашли в дельфинах более двух отличий, то Вам срочно надо в отпуск.

    Cлайд 14

    Cлайд 15

    ТЕСТ: утверждение часто редко никогда 1. Я чувствую себя счастливым. 0 1 2 2. Я сам могу сделать себя счастливым. 0 1 2 3. Меня охватывает чувство безнадежности. 2 1 0 4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам. 0 1 2 5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту. 0 1 2 6. Я склонен к грусти. 2 1 0 7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим. 2 1 0 8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте. 2 1 0 9. Я легко расстраиваюсь. 2 1 0