Командная игра «Детство без вредных привычек. Как выработать хорошие привычки, используя игры

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: « Полезные привычки для формирования ЗОЖ »

Цель: дать актуальную информацию о составляющих понятиях здорового образа жизни, путях укрепления здоровья, негативном влиянии вредных привычек на работу организма в рамках профилактической работы по ЗОЖ.

Морозова Олеся Васильевна,

Социальный педагог,

ГБОУ города Севастополя «СОШ № 61 имени Героя Советского Союза

А.И. Маринеско»

План проведения тренингового занятия

Этапы занятия

Время

1. Тема, цель тренингового занятия

2. Эмоциональный настрой на проведение занятия. Игра «Вы еще не знаете, что я люблю»

3. Правила работы в группе

4. Работа по информированию о компонентах ЗОЖ

4.1. Информационное сообщение «Режим дня», «Правильное питание школьника»

4.2. Игра-активатор «Апельсин»

4.3. Информационное сообщение «Гигиена школьника», «Значение физических нагрузок для здоровья человека»

5. Упражнение «Цена здоровья»

6. Итог занятия

7. Рефлексия

8. Игра «Мои предпочтения»

9. Завершение занятия

ИТОГО:

45 мин.

Ход тренингового занятия

    Тема, цель тренингового занятия

Слово тренера : Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (Предположения участников).

Зачем нам это? (Ответы)

    Эмоциональный настрой на проведение занятия. Игра «Вы еще не знаете, что я люблю »

Цель: положительный эмоциональный настрой на занятие, работа по сплочению коллектива.

Ход упражнения: по кругу передается предмет в форме сердца, каждый участник продолжает фразу: «Вы еще не знаете, что я люблю делать в свободное время... (называется какой-то факт о себе, который большинству не известен)».

    Правила работы в группе

Цель: оптимизировать работу на занятии.

Ход: тренер обращает внимание на ранее использовавшиеся правила работы в группе, плакат с которыми висит на доске.

    Работа по информированию о компонентах ЗОЖ.

    1. Информационное сообщение «Режим дня», «Правильное питание школьника».

Цель:

Ход: ученики дают информационное сообщение по темам: «Режим дня», «Правильное питание школьника».

      Игра-активатор «Апельсин».

Цель: активизировать творческое мышление, внимание, поддержать рабочую мотивацию.

Ход: перекидывая друг другу мячик, дать любые возможные определения апельсину.

      Информационное сообщение «Гигиена школьника», «Значение физических нагрузок для здоровья человека».

Цель: профилактическая работа, предоставление доступной информации по компонентам ЗОЖ.

Ход: ученики дают информационное сообщение по темам: «Гигиена школьника», «Значение физических нагрузок для здоровья человека».

    Упражнение «Цена здоровья».

Цель: дать понятие участникам о зыбкости здоровья человека и о непоправимых последствиях вредных привычек.

Ход : участники разделяются на три группы, тренер дает каждой группе по листу, на котором необходимо изобразить здоровье человека. Далее участники меняются работами по часовой стрелке и на рисунке «здоровья» изображают все вредные привычки. Затем очередной раз обмениваются работами по часовой стрелке, выполняя следующее задание: попытаться исправить рисунок с целью восстановления здоровья. После выполнения заданий каждая группа защищает свою работу, делятся впечатлениями и мнениями, к какому выводу они пришли.

    Итог тренингового занятия (тренер предлагает участникам сделать вывод по занятию).

    Рефлексия (вопросы записаны на доске. Участники сами выбирают тот вопрос, на который хотят ответить).

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что вам понравилось на занятии?

– Какие эмоции вы получили от занятия? и т.п.

    Игра «Мои предпочтения»

Цель: релаксация, создание положительной мотивации к применению в своей повседневной жизни полученной информации.

Ход: тренер раздает участникам листы и просит задумать свой любимый цвет, а затем описать его тремя словами (пример на доске, для синего – прохладный, расслабляющий, отстраненный). Затем тренер просит участников ответить на вопрос: «Если бы у Вас в зоопарке была бы возможность сфотографироваться с любым животным, кого бы Вы выбрали?». Далее описать животное тремя словами (пример на доске, тигр – сильный, опасный, смелый). Затем тренер просит задумать свой любимый город и придумать для него три характеризующих слова (пример на доске, Санкт-Петербург – интеллектуальный, деловой, освежающий).

Интерпретация результатов. Тренер сообщает участникам, что:

Три характеристики цвета – это то, как их видят окружающие;

Три характеристики животного – как они видят себя сами в общении с окружающими;

Три характеристики города – какими они хотели бы видеть себя в работе.

    Завершение тренингового занятия

Тренер благодарит участников за работу.

Дата публикации: 12.03.16

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

« ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ ТВОИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ»

Бенько Марина Алексеевна – воспитатель высшей квалификационной категории

Адрес организации исполнителя

МАДОУ г. Нижневартовска ДС№15 «Солнышко»

Адрес организации исполнителя, телефон/ факс

Россия, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск, ул. Проспект Победы- 23А

География

проекта

МАДОУ г. Нижневартовска ДС№15 «Солнышко»

Целевые группы

Тип программы

Образовательная

Объект исследования

Процесс формирования привычек здорового образа жизни у воспитанников.

Сроки реализации программы

Цель проекта

Сформировать у дошкольников и семьи основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Направленность проекта

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ ТВОИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ»

– комплексная система воспитания и оздоровления дошкольников. Основное содержание работы с детьми по программе строится по нескольким направлениям:

  • Культурно-гигиенические навыки
  • Строение тела, правила ухода за ним; культура питания
  • Основы двигательной культуры

«Чистота – залог здоровья»;

«О себе хочу все знать!»;

«Движение – это жизнь!»

Предполагаемые результаты реализации проекта

В результате поэтапной, систематической, работы с детьми, родителями, педагогами:

  • Повысится количество детей, самостоятельно использующих имеющиеся представления о здоровом образе жизни в повседневной жизни на 40%;
  • Повысится количество родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДС по вопросам здорового образа жизни на 40%;
  • Повысится педагогическая компетентность родителей о факторах здорового образа жизни до 80%.

Нормативно-правовое обеспечение

  • Федеральный закон «Об образовании» от 12.05.1995г., гл.5, ст.51;
  • Федеральный закон «О физической культуре и спорте РФ», ст.14. «Развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях»;
  • «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ» (Приказ Министерства образования России, Министерства здравоохранения России, Федерации по физической культуре и спорту, Российской академии образования от 16.07.2002г. №2715/227/166/19;
  • Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003г. №24;
  • Приоритетный национальный проект «Образование»;
  • «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г.» (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001г. №1756-р).

Введение

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой, необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально – педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях образовательного учреждения. Использование педагогами технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное (отклоняющееся) поведение.

В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в этом возрасте происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. В дошкольном образовательном учреждении для этой работы складываются исключительно благоприятные условия. Весь уклад жизни ребенка построен грамотно, с учетом основных научных принципов, последовательности режимных процессов, их длительности, правильным рациональным, сбалансированным питанием, соблюдением двигательного режима, водным, воздушным, солнечным закаливанием. Проведение всех указанных мероприятий носит воспитывающий характер и является основой здорового образа жизни.

Однако необходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность и необходимость этих процедур для здоровья, осознанно и активно их использовал в повседневной жизни, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в домашних условиях.

Образовательный проект «Полезные привычки твои верные друзья» позволит воспитывать у ребенка, привычку к чистоте, аккуратности и порядку. Будет способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков. Знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие. Воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда, и предотвращать их.

В помощь к реализации проекта подобраны модели занятий, дидактические и пальчиковые игры, физкультурные паузы, консульта­ции для родителей на различные темы: здоровье ребенка, заня­тия спортом, закаливание, игры на свежем воздухе. Художественная литература, за­гадки, пословицы и поговорки, также будут хорошими помощниками при организации занятий.

Обоснование необходимости проекта.

Воспитание здорового ребёнка - приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Здоровье населения России находится в опасности. В последние годы негативные процессы стали угрожать существованию нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше 60 % детей в возрасте 2-7 лет имеют отклонения в состоянии здоровья.

Образ жизни людей, от которого зависит половина их здоровья, складывается из полезных и вредных для здоровья привычек поведения. Но привычки поведения, в большинстве своём, – результат воспитания. Поэтому привлечение педагогов к оздоровлению детей путём воспитания у них привычек здорового образа жизни (ЗОЖ) – это перспективное направление работы по улучшению здоровья.

Дошкольный возраст – самый благоприятный для укрепления здоровья и воспитания привычек ЗОЖ. Дети этого возраста интенсивно развиваются физически и психически, они постоянно находятся под присмотром и опекой родителей. Всё это позволяет решать задачи оздоровления не только в учебных заведениях, но и одновременно в домашних условиях с участием родителей.

На основе изучения результатов анкетирования, анализа информированности педагогов и родителей в вопросах охраны и культуры здоровья, социального портрета семей воспитанников, можно сделать вывод, что на состояние здоровья ребёнка в условиях Нижневартовска влияют следующие факторы:

  • Климатогеографические: низкие температуры воздуха, недостаток солнца, биомагнитные бури, дефицит двигательной активности;
  • Техногенные: неблагоприятная экологическая обстановка;
  • Биологические: ухудшение состояния здоровья женщин, неполноценное питание;
  • Социальные: падение уровня жизни, стрессы, недостаточная подготовка воспитателей в вопросах охраны здоровья и физической подготовленности, низкий уровень грамотности родителей в вопросах сохранения здоровья детей, недостаточность врачебного контроля в ДС.

В условиях сурового климата нашего региона и экологического неблагополучия важнейшей задачей является формирование мотивов поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровым, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края.

Учитывая социально-образовательный заказ, проводимую политику в области образования в деле сохранения и укрепления здоровья детей, в 20015 году мною был разработан проект «Полезные привычки твои друзья».

Основные его задачи:

1. Создать условия для правильного, безошибочного выбора в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного через внедрение в образовательный процесс элементов проблемного обучения.

2. Повысить уровень культуры здоровья родителей посредством нетрадиционных форм и методов.

3. Осуществить комплексно-целевой подход при планировании воспитательно-образовательной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей и формирование осознанного отношения к своему здоровью детей дошкольного возраста.

Данные задачи предопределяют творческий поиск более эффективных способов организации воспитательно-оздоровительного процесса в семье и дошкольном образовательном учреждении, который должен быть рассчитан на воспитание у детей привычек здорового образа жизни.

Цели и задачи проекта

Цель: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Объект исследования – процесс формирования привычек здорового образа жизни у воспитанников.

Предмет исследования – проектная деятельность как средство формирования привычек здорового образа жизни.

Задачи:

1. Изучить и внедрить в практику работы ДС современные технологии обучения здоровому образу жизни, с целью сохранения и укрепления здоровья детей.

2. Помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для осознанного включения в работу по укреплению психофизического здоровья.

3. Формировать навыки саморегуляции поведения ребёнка, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

4. Автоматизировать выполнение санитарно-гигиенических норм и правил (личная гигиена, гигиена окружающей среды).

5. Продолжать формировать привычку к здоровому образу жизни; закреплять представления о способах сохранения и укрепления здоровья в условиях региона.

6. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

Комплекс условий, обеспечивающих реализацию педагогического проекта:

  • материально-техническое обеспечение;
  • комплектование Банка методических материалов;
  • подготовка нормативных документов - рабочих программ, календарного планирования с включением современных технологий обучения здоровому образу жизни
  • изучение контингента воспитанников;
  • систематичность работы с детьми;
  • работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
  • организация и проведение интегрированных занятий;
  • организация и проведение развлечений и досугов;
  • организация и проведение открытых занятий для коллег ДС, города;
  • организация и проведение семинаров, мастер – классов по обобщению и распространению опыта;
  • подготовка учащихся к конкурсам, соревнованиям;
  • организация мониторинговых исследований и обработка полученных данных;
  • определение эффективности и дальнейших перспектив развития проекта.

Основное содержание проекта

Ключевые понятия и термины:

Здоровье - полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Выделяется несколько компонентов здоровья:

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровый образ жизни - это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях причин здоровья или нездоровья, на выборе такой линии поведения, которая максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья. Это постоянное корректирование своего поведения с учётом приобретённого опыта.

Культура здоровья - общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДС и семье.

Навыки и привычки, имея общие черты, существенно отличаются друг от друга. Навык - это усвоенный способ действия, это умение хорошо и быстро выполнять действие, а привычка - это ещё и потребность, стремление выполнить данное действие.

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования. Поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.). Проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни.

Поиском необходимых методов воспитания привычек издавна занимались педагоги и ученые (Дж. Локк, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и др.). Между тем, анализ научной и психолого-педагогической литературы показал, что над проблемами улучшения здоровья детей работают многие ученые (В.Г. Алямовская, Г.П. Зарудян, Л.М. Студеникин и др.), но фундаментальных трудов, посвященных проблемам формирования привычек здорового образа жизни старших дошкольников пока нет.

Можно выделить основные принципы, на которых строится система «обучения здоровью»:

научность - предлагаемое содержание соответствует современному представлению об анатомо-физиологическом строении организма человека;

реалистичность и доступность - предлагаемый объём представлений адаптирован к восприятию его детьми старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; не должно быть излишней упрощенности или усложненности;

ценностное отношение к жизни и здоровью - весь материал должен доводить до сознания детей, что жизнь и здоровье - это огромные ценности и относиться к ним надо с умом, уважением и трепетом, что от состояния здоровья зависит вся жизнь чело­века, что здоровый образ жизни - необходимое условие челове­ческого существования;

деловитость и занимательность - предлагаемый материал должен нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза; нести в себе деловую информацию, вызывать потребность в практической деятельности;

личностно ориентированная направленность - основное вни­мание уделяется личностному развитию воспитанника, воспитанию направленности на сохранение долгой, здоровой, полноценной жизни, а не на болезнь и пессимизм;

развивающее обучение - развивать личность творца собст­венной жизни;

исследовательское познание - постановка ребёнка в актив­ную позицию исследователя.

Учитывая наглядно-действенный характер мышления дошкольников основной материал дается с помощью наглядных и практических методов :

Рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

Наблюдения;

Игры (дидактические, сюжетно-ролевые);

Игровые обучающие ситуации с игровой мотивацией;

Опыты и эксперименты;

Моделирование;

Игры-тренинги;

Игры-забавы;

Подвижные игры;

Психогимнастика;

Пальчиковая и дыхательная гимнастика;

Самомассаж и др.

Формы работы:

Специально организуемые занятия (различных типов и видов);

Игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные);

Нерегламентированные виды деятельности (познавательные минутки, беседы, чтение художественной литературы)

Развлечения и досуги.

Ресурсы

Реализация проекта не предъявляет особых требований к кадровому, методическому и техническому обеспечению. Для реализации проекта разработана система взаимодействия между воспитателями, родителями, медицинским персоналом которая позволяет организовать работу более эффективно.

  • Информационные ресурсы - это программно-методическое обеспечение по формированию заботливого, бережного отношения к себе и своему здоровью, информационные ресурсы сети Интернет.
  • Человеческие (кадровые) – воспитатели коррекционной группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, физрук, медицинский работник.
  • Материально-технические – ТСО, групповые помещения, музыкальный зал, спортивный зал, мини – стадион, групповые площадки, спортивный инвентарь, учебно-методические пособия, нестандартное оборудование для закаливания, массажеры, модели, дидактические игры,

Партнеры

Партнеры

Предмет отношений

Воспитатель – руководитель проекта

Разработка, реализация, руководство проектом

Воспитанники

Осваивают программу

Родители

Современное образовательное учреждение немыслимо без системного, осмысленного взаимодействия с семьей. Семья является не только и не столько одним из заказчиков образовательного учреждения и потребителем его образовательных услуг, прежде всего семья – это основа воспитания личности ребенка, неслучайно семья является институтом первичной социализации растущего человека.

Реализация системы преемственности образования, обучения и воспитания детей

Целевая аудитория

Основными субъектами реализации педагогического проекта являются дети с младшей группы и до подготовительной, родители и воспитатели.

План реализации проекта

Педагогический проект «Полезные привычки твои друзья» реализуются посредством взаимодействия педагога, детей и родителей поэтапно.

Этапы реализации проекта

Формы реализации

Подготовительный этап (май 2015 г.)

* Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;

* Изучить социальный заказ родителей;

* Подобрать диагностический инструментарий, разработать мониторинг;

* Разработать систему работы с детьми, родителями, педагогами, направленную на формирование привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности;

* Подобрать практический материал для работы с родителями и детьми;

* Провести первое родительское собрание по теме: «Проектная деятельность – как средство формирование привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Психолого-педагогическая, методическая литература;

Перспективный план по работе с детьми;

Перспективный план по работе с родителями;

Перспективный план по работе с педагогами;

Диагностический инструментарий;

Здоровье сберегающие технологии;

Консультации;

Памятки;

Комплекс непосредственно образовательной деятельности с детьми;

Родительское собрание.

Диагностический этап

(сентябрь 2015г.)

1. Выявить уровень представления детей о частях тела и органах человека и их функциях.

2. Выявить уровень сформированности представлений о способах сохранения и укрепления здоровья

3.Выявить у детей уровень сформированности представлений о факторах, влияющих на здоровье человека.

4. Выявить уровень сформированности представлений о заболеваниях, причинах их возникновения и мерах профилактики

5. Выявить представление о человеке, как о живом организме.

Наблюдение за детьми

Мониторинг по выявлению уровня сформированности представлений у детей о человеке и его здоровье.

Организовать и провести мероприятия, конкурсы, досуги, занятия согласно перспективному плану работы с родителями и детьми;

* Провести беседы, консультации, выпустить памятки для родителей и детей;

* Организовать совместные выставки;

* Обучать родителей здоровье сберегающим технологиям

(дыхательная гимнастика по Стрельниковой, гимнастика для глаз, точечный массаж, «Гимнастика маленьких волшебников», музыкотерапия).

* Учить родителей работать с практическим материалом по формированию у детей привычек здорового образа жизни (игры и упражнения);

* Знакомить родителей с системой работы по формированию привычек здорового образа жизни.

Мероприятия:

Беседы: «Наши верные друзья», «Полезные и вредные привычки», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней»,

«На зарядку становись»

«Чистота – залог здоровья», «Зимние игры и забавы», «Откуда берутся болезни»;

Занятия: «Где прячется здоровье», «С утра до вечера», «Да здравствует мыло душистое», «Как устроено тело человека», «Будем стройные и красивые», «Витамины и мое здоровье», «Микробы и вирусы», «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить!»;

Познавательные минутки;

Обучение детей здоровье сберегающим технологиям;

Кукольный спектакль «Волшебная страна»;

Занятие-игра с родителями «Пейте дети молоко-будете здоровы!»;

Развлечение «Глазки уши и носы быть здоровыми должны!»;

Занятие-тренировка «Поход по стране здоровья».

Итоговый этап (май 2016г.)

* Выявить уровни представлений о человеке и его здоровье у детей дошкольного возраста посредством диагностического обследования, после проведения различных форм и методов работы;

* Выявить эффективность проектной деятельности для формирования привычек здорового образа жизни у дошкольников;

* Определить перспективы дальнейшего развития проекта.

Мониторинг по выявлению уровня сформированности представлений у детей о человеке и его здоровье,

после проведения различных форм и методов работы в рамках проекта;

Выпуск стенгазеты «Береги здоровье смолоду»;

Провести праздник «Путешествие в страну спора и здоровья»;

Презентация проекта.

Механизм реализации проекта.

Здоровый образ жизни - это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях причин здоровья или нездоровья, на выборе такой линии поведения, которая максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья. Это постоянное корректирование своего поведения с учётом приобретённого опыта.

Основные задачи по данному разделу:

Вторая младшая группа:

Формирование культурно-гигиенических навыков

Формирование представлений о том, что причиной возникновения болезней может стать нарушение поведения

Формирование представлений о строении тела человека.

Средняя группа:

Продолжать формировать представления о значении личной гигиены для здоровья человека

Формировать представления детей об органах человека и их функциях (глаза, уши, рот, нос, сердце, желудок)

Формировать представление о микробах и вирусах. Дать элементарные сведения о наиболее распространенных заболеваниях в нашем регионе, их признаках, причинах возникновения и о простейших способах профилактики заболеваний

Продолжать знакомить с правилами здорового образа жизни. Формировать потребность в движении, закаливании, личной гигиене.

Дать первые представления о том, что человек – живой организм.

Старшая группа:

Побуждать самостоятельно, выполнять основные санитарно-гигиенические нормы и правила; продолжать формировать понятие о том, что здоровье человека связано с поведением и соблюдений правил личной гигиены

Продолжать знакомить с внутренними органами (мозг, нервы, кишечник, легкие и т.д.)

Учить дифференцировать понятия «здоровье», «болезнь»; продолжать формировать представления о болезнях, их признаках, причинах возникновения и мерах профилактики

Дать представление о том, что нарушение здоровья может произойти из-за ухудшения состояния окружающей среды

Продолжать формировать привычку к здоровому образу жизни

Уточнять представления о потребностях человека как живого существа.

Подготовительная группа:

Автоматизировать выполнение санитарно-гигиенических норм и правил (личная гигиена, гигиена окружающей среды)

Формировать представление об основных системах тела человека и органах, образующих эти системы (нервная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная и т.д.)

Формировать представления о болезнях, связанных с загрязнением окружающей среды, а также некоторых распространенных заболеваниях нашего региона, причинах их возникновения и способах лечения

Учить связывать охрану окружающей среды со здоровьем человека

Продолжать формировать привычку к здоровому образу жизни; закреплять представления о способах сохранения и укрепления здоровья в условиях региона

Закреплять знания о человеке как биосоциальном существе.

Педагогические условия, способствующие решению вышеперечисленных задач, формированию у дошкольников представлений о человеке и его здоровье:

  • Создание развивающей среды в ДС.
  • Компетентность педагогов.
  • Система работы с детьми. Работу по формированию заботливого, бережного отношения к себе и своему здоровью надо начинать с младшего дошкольного возраста, когда сведения усваиваются самым экономным способом – путем запечатления. В дальнейшем это станет фундаментом будущих понятий, представлений, которые будут дополняться, усложняться и развиваться.
  • Сотрудничество с родителями. Родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы с детьми в каждой возрастной группе. Выработанные в саду навыки и сформированные понятия закрепляются в семье. Родители должны служить образцом для подражания, подавать личный пример бережного отношения к своему здоровью.

Диагностические материалы, позволяют диагностировать уровень:

Сформированности представлений детей о человеке и его здоровье;

Компетентности педагогов по данному направлению

Осведомленности родителей о содержании работы по формированию у дошкольников представлений о человеке и его здоровье.

Исходя из этого, я считаю, что у ребёнка-дошкольника необходимо формировать навыки здорового образа жизни посредством формирования элементарных знаний о своём организме и о факторах, влияющих на него. Чем раньше ребёнок получит представления о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни.

1 этап – подготовительный (май 2015 г.)

На первом этапе работы я изучила психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме. Выяснив, что существуют проблемы в формировании привычек здорового образа жизни дошкольников, я провела анкетирование родителей и выявила, что родительская общественность так же заинтересована в решении данной проблемы. Далее я систематизировала диагностический инструментарий: мониторинг по выявлению уровня сформированности представлений у детей о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни. Составила перспективный план работы с родителями, детьми, педагогами направленный на формирование привычек здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Далее осуществила подбор практического материала для работы с родителями и детьми: консультации, дидактические игры и упражнения, памятки, беседы, сценарии (праздники, досуги, театрализованная деятельность, КВН, викторины).

Провела первое родительское собрание по теме моей работы, на котором я познакомила родителей с существующей проблемой: у детей не сформированы представления о здоровье человека, способах его сохранения и укрепления; дети негативно относятся к закаливанию и утренней гимнастике, не следят за чистотой своего тела и вещей. Показала, как эту проблему можно решать посредством проектной деятельности.

Родители активно включились в работу, и в дальнейшем было решено работать по данному направлению во взаимосвязи со всеми специалистами дошкольного образовательного учреждения, оказывая поддержку и помощь в формировании у детей привычек здорового образа жизни. На собрании я продемонстрировала весь материал, приготовленный для предстоящей работы, методы работы с играми, художественной и методической литературой; были предложены памятки по проведению закаливания, гимнастики для глаз, точечного массажа.

2 этап – диагностический (сентябрь 2015 г.)

Проведя диагностическое обследование, я сделала вывод, что у большинства детей представления о роли организма в общем плане соответствуют действительности. Рассуждения старших дошкольников основаны на практическом опыте и физиологических ощущениях. Значение и роль организма в жизни человека дети понимают очень односторонне. Они недооценивают всей важности режима дня, физических упражнений, закаливания, рациональное питания, соблюдение личной гигиены.

Создавая комплекс непосредственно образовательной деятельности, я опиралась на следующие положения:

1. Проведение социально-организованной, непрерывной и целенаправленной работы дошкольного учреждения и семьи.

2. Логичное и последовательное использование всех основных зарекомендовавших себя в практике путей формирования привычек здорового образа жизни дошкольников. К ним относятся режим дня, физические упражнения, закаливание, рациональное питание, соблюдение личной гигиены.

3. Совершенствование формирования привычек здорового образа жизни у старших дошкольников через тематическое планирование. Тематическое планирование отражает взгляд на процесс образования как сложную систему, включающую в себя задачи развития, формы организации образовательного процесса и развивающую предметную среду.

4. Использование разнообразных форм организации работы с детьми: фронтальные – командные, подгрупповые – командные, индивидуальные – парные.

Систему работы я построила по следующим направлениям:

В системе работы с детьми по обучению здоровому образу жизни можно выделить два этапа:

  • Информативный - ребенку даются базовые представления о строении своего организма, о здоровье, связях с окружающей средой, правилах сохранения и укрепления своего здоровья, правилах здорового образа жизни.
  • Деятельный - приобретение опыта ведения здорового образа жизни в условиях сурового климата и экологического неблагополучия, умение применять для укрепления своего здоровья оздоровительную силу природы родного края, здоровье сберегающие технологии.

Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

При организации непосредственно образовательной деятельности по этим этапам мной использовались различные методы и приемы.

Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Выбор произведений обуславливался их содержанием. Например, чтение С.Черного «Про Катюшу» - воспитывает привычку содержать одежду в чистоте. В.Сутеева: «Кто сказал мяу?» - формирует представления об органах слуха и зрения. Т.Воронкова «Маше – растеряша». В.Бианки «Купание медвежат» - формирует привычку к здоровому образу жизни и КГН, опрятность, чистоту, аккуратность. Сказки «Как Андрейка победил кариес», «Приключение микроба» - формируют представление о микробах и КГН. К.Чуковский «Айболит» - формирует представления и уважение к людям медицинской профессии.

Эффективно использование в работе приема разрешения проблемных ситуаций. Например, воспитатель рассказывает детям короткую историю с простым сюжетом, где герои сталкиваются с несложными трудностями (попадают под дождь, переохлаждаются и т.д.). Детям предлагается разрешить эти трудности и помочь героям выйти из сложной ситуации. Но воспитатель не просто рассказывает историю, а одновременно рисует (упрощенно) происходящее карандашом или мелом. Предложенные детьми ответы также дорисовывают либо воспитателем, либо детьми. Таким образом, проблема разрешается.

В своей работе я учитывала, что игра является ведущей деятельностью в жизни детей дошкольного возраста, кроме того, игра это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен, доброжелателен. При формировании представлений о человеке, его организме и здоровом образе жизни я использовала дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры с определенно дидактической целью - игровые обучающие ситуации (ИОС).

При использовании метода ИОС применяла прием игровой мотивации. Это позволяет с раннего детства формировать гуманное отношение к окружающему, развивать активную позицию по отношению к другим (помочь, защитить, позаботиться и т.д.). Например: постирать одежду, напоить чаем, вылечить, помочь одеться. Из ИОС и личного опыта дети переносят сюжет и сюжетно-ролевую игру, закрепляя, положительное отношение друг к другу, профессии врача, привычку к здоровому образу жизни.

Используя дидактические игры, систематизировала и закрепляла полученные детьми знания: Д/и «Собери правильно», «Какие органы потерял человек» - закрепляют представления детей об органах человека, Д/и «Да и нет» - закрепляют навыки ухода за зубами, Д/и «Здоровье из корзинки» - формир

Цикл занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Обоснования проведения занятий

Cемья как общественный институт, в силу различных причин, стала существенно изменяться. Одним из неблагоприятных факторов, разрушающих душевное равновесие ребенка, является пьянство, а вместе с ним и аморальное поведение родителей. и выпивке связан с подражанием взрослым, киногероям, кумирам…

Кто-то может возразить: мол, об этом говорить с дошкольниками еще рано. Но ведь профилактику нужно проводить с детства. Наши наблюдения показывают: большинство детей старшей группы пробовали вино и пиво, о чем и рассказывают своим сверстникам.

Поскольку дети живут в среде, в которой нередко можно встретить пьяного взрослого, они очень хорошо ориентируются в том, кто пьян, а кто нет, какие алкогольные напитки существуют. Когда на занятиях по формированию здорового образа жизни у ребят как-то спросили об их отношении к пьянству взрослых, то в отношении пап дети были настроены более миролюбиво, а к пьянству мам отнеслись отрицательно. Чего можно ожидать от детей, если они раньше, чем научатся читать и писать, учатся у взрослых ориентироваться в том, что можно выпить?

И тогда на родительском собрании, проведя рейд-проверку по детскому саду, отметив, в каком состоянии приходят за детьми родители, мы предложили провести с детьми старшего дошкольного возраста цикл бесед по профилактике социальных вредностей.

Возражений со стороны родителей и педагогов не было - ведь это нам, взрослым, решать, как жить, как воспитывать своих детей. Нельзя забывать, что уже своим существованием, своим поведением мы являемся примером для подражания, и воспитание детей нужно начинать с себя.

Цель занятий: формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о здоровье человека как самом ценном и дорогом; формировать представление о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм человека; воспитывать умение противостоять дурному влиянию окружающих.

Проведение таких занятий зависит от контингента семей (полные, неблагополучные, проблемные, неполные) и от подбора детей в группе. Если у детей старшего дошкольного возраста хорошо развито умение выражать собственные мысли («Я думаю…», «Мне кажется…», «Я заметила…»), то наши беседы идут хорошо. Им чаще надо задавать вопрос: «А как вы думаете?»

Нельзя забывать, что у дошкольников хорошо развито наглядно-образное мышление, поэтому мы используем рисунки со строением внутренних органов человека, по которым движется жидкость. Показываем, как организм человека реагирует на алкоголь и на сок, на состояние кожи здорового человека и курильщика.

Хорошо заканчивать такие беседы рефлексией: «Мне понравилось (не понравилось) занятие, потому что…», когда дети высказывают свое мнение, говорят, о чем бы они еще хотели услышать. Можно предложить им обсудить дома полученную информацию, узнать мнение родных, а затем на тренингах моделировать различные ситуации. Самое главное - понять важность и актуальность этой проблемы.

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о здоровье человека и путях его сохранения.

Основные понятия: здоровье, режим дня, личная гигиена, привычки (вредные, полезные).

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня с вами будем говорить о нашем здоровье. Какого человека можно назвать здоровым? (Который себя хорошо чувствует, не болеет, не нервничает по пустякам, не голодает, не нищенствует…)

Воспитатель обобщает ответы детей.

Здоровье человека зависит от многих причин:

  • болезней (некоторые болезни передаются по наследству, от мамы и папы);
  • профилактики, лечения (плохо, когда вовремя не началось лечение, нет рядом врача, лекарств);
  • окружения (какие люди живут рядом, могут ли они прийти на помощь в трудную минуту);
  • образа жизни (как человек живет, какие у него привычки, характер, режим дня, занимается ли физкультурой, закаливанием, употребляет ли алкоголь, курит).

В. У каждого человека, в зависимости от возраста, работы и рода занятий существует свой режим дня. Что же такое режим дня? (Это то, что человек постоянно делает в определенное время суток.)

Игра «Когда я это делаю».

В. Отличается ли режим дня взрослого человека от режима дня ребенка? В чем эти отличия? (Дети больше играют, спят, не так рано встают, не ходят на работу.)

Здоровье человека зависит и от пищи. Как надо питаться, чтобы быть здоровым? (Перед едой нужно тщательно вымыть руки, есть не спеша, не разговаривать во время еды.)

Правильно. Надо всегда поддерживать в чистоте свое тело, чтобы хорошо выглядеть, умываться, чистить зубы, расчесываться только своей расческой, постоянно менять свое нижнее белье перед сном.

Человек живет среди людей, все они очень разные. А что у них разное? (Цвет глаз, волос, рост, вес, у каждого свои мысли, все по-разному думают и поступают.)

Игра «Мы такие разные».

В. На счет 1, 2, 3 - все ко мне беги! Воспитатель приглашает к себе детей с определенным цветом волос, глаз, тех, кто маме помогает, никогда не дерется, не говорит бранных слов…

В. Нам надо, ребята, научиться жить среди людей и уметь жить без плохих привычек.

Игровая ситуация.

В. Ты играешь во дворе. К тебе подходит мальчик старшего возраста, предлагает закурить сигарету. Как ты поступишь? Что ты ему скажешь? А если он будет настаивать и запугивать тебя? (Ребенок отвечает.)

Правильно, никогда нельзя делать то, что считается вредной привычкой - курить, пить спиртное, драться, ругаться плохими словами. И если вас заставляют что-то делать, чего вы не хотите, то лучше об этом скажите маме или папе, старшему брату или сестре.

Игровой тренинг: « ».

В. Ответьте, пожалуйста, что нужно делать, чтобы быть здоровым, крепким, выносливым? (Заниматься физкультурой, чистить зубы, хорошо питаться, не курить…)

Привычки и здоровье

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о полезных и вредных привычках; воспитывать умение противостоять дурному влиянию окружающих.

Основные понятия: привычка (полезная, вредная).

Ход занятия

Дети заходят в зал, педагог наблюдает за детьми, которые усаживаются на ковре полукругом.

В. Почему вы так разместились на ковре? Я ведь вам ничего не говорила, что вам делать? (Кто-то из детей начинает вставать, кто-то остался сидеть, кто-то начал оправдываться, что мы, мол, всегда так садимся, нам так удобно.)

Да, человек привык к тому, как он обычно располагается на своем рабочем месте. Просто мы привыкаем к каким-то постоянно повторяющимся действиям или чувствам, например, кто-то рано ложится спать, кто-то - поздно, кто-то чистит зубы перед сном, а кто и нет… (Дети называют другие привычки.) Кто-то постоянно кричит, дерется, обижает других, а кто-то и муху не обидит. Люди привыкают к любимой одежде, месту жительства, к пище…

Привычка вырабатывается в результате многократных повторений, когда человек что-то делает много-много раз, а потом уже и не думает, как это сделать по-другому, а просто выполняет привычные действия. (Например, ребенок аккуратно кушает, не опаздывает в детский сад, помогает маме…) Те привычки, которые не мешают здоровью человека, называются полезными.

Тренинг «Мои полезные привычки».

В. Я всегда при встрече со всеми здороваюсь, чищу зубы перед сном… (Каждый ребенок дополняет ответ.)

Привычки, которые наносят вред здоровью, называются вредными.

Предложить детям назвать их (есть много сладостей, долго сидеть у телевизора, разговаривать во время еды, перебивать взрослых при разговоре…)

В. Но есть очень-очень вредные привычки - курить, употреблять алкоголь, принимать наркотики. И если человек это делает (и ребенок в том числе), то портятся его внутренние органы - сердце, печень, желудок, почки, человек начинает болеть. Но страшнее всего то, что он сам об этом не догадывается, думает, что здоров, а на самом деле болеет такими болезнями, как алкоголизм, наркомания, привыкает к табакокурению.

Постепенно он начинает хуже видеть, слышать, у него теряется память, изменяется поведение - он шатается (может вообще упасть), он злой (кричит на всех). В таком состоянии он очень опасен.

Жизнь алкоголика становится неинтересной - он только и делает, что, проснувшись, ищет спиртное. К этой вредной привычке человек привыкает очень быстро, и потом сам не может остановиться.

Вам приходилось встречаться с такими людьми на улице. Они очень отличаются от остальных людей. Как они выглядят, помните? Их называют бомжами, пьяницами, вид у них всегда неприятный. А ведь когда-то они были нормальными, красивыми, аккуратными людьми. Вот что делает с человеком водка. Этим людям поможет теперь только лечение, но чаще всего они отказываются от него.

Игра «Представьте, что…»

Предложить представить детям, что чувствует сын или дочь алкоголика, почему им стыдно? А что нужно делать, чтобы не стать таким? Ведь многие пробуют водку уже в детском возрасте.

В. Кто-то из вас не привык вставать рано утром, и вас начинают будить. Как вы на это будете реагировать? (Плачем, не хотим вставать, просим чуточку поспать, обижаемся, а даже когда встаем, не можем сразу проснуться, ходим вялые, сонные.) Или наоборот. Вам говорят рано ложиться спать, а вы крутитесь, прячетесь под одеяло, капризничаете… Но вот вас просят один день, второй, третий, вы понимаете, что маму уже не изменишь, она все равно будет рано поднимать. И у вас появится привычка рано, без плача, вставать и получать удовольствие от того, что все успеваете сделать.

А вот от таких вредных привычек, как алкоголь, курение, наркотики трудно избавиться самому, без помощи близких и врачей.

Алкоголь, попав в кровь, отравляет ее, ослабляет организм. Человек так и живет - слабым, болезненным. И если алкоголик не выпьет, его «клеточки-алкоголики» требуют подкрепления - «еды» (алкоголя). И так - каждый день. Человек без спиртного обходиться уже не может. Особенно трудно избавиться от этой вредной привычки, если она сформировалась в детском возрасте. Детский организм быстрее привыкает к алкоголю, так как он еще молодой, все органы только начинают формироваться.

Давайте с вами задумаемся над тем, что вы сегодня узнали, и будем учиться только хорошему.

«А представь, что…»

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста отрицательное отношение к алкоголю.

Материал: бумага, карандаши, фломастеры, картинки для рассматривания и сравнения.

Ход занятия

Занятие проходит в виде мини-беседы.

В. А представьте, дети, что вдруг, как по велению волшебной палочки, пропали вредные привычки, такие, как… (дети подсказывают). Все перестали курить, пить спиртное, принимать наркотики. Что бы было?

Рассуждения детей: «Люди бы меньше стали болеть, в магазинах продавали бы только соки, мороженое, взрослые не ругались бы в семье, не кричали на детей, не было бы детских домов, не было бы брошенных детей, деньги тратились бы на хорошее питание, конфеты, одежду…»

В. Какая бы наступила жизнь? А почему некоторым взрослым она не нравится? Почему так много пьяниц?

Потому что уже многие взрослые страдают таким заболеванием, как алкоголизм. А если бы с ними проводили такую беседу в детстве, может, многие бы и не стали алкоголиками. Все зависит от человека. Если он понимает, что это делать нельзя, и не поступает себе во вред, то ему болезнь не грозит.

А сейчас на одну минутку представьте, что все вдруг стали употреблять спиртное, курить - и мужчины, и женщины, и старики, и дети… Что бы было?

Рассуждения детей: «Вся красота пропала бы, никто бы не ходил на работу, в детский сад, магазины не работали бы, т. к. продавцы были бы пьяны, не ходили бы автобусы или были бы аварии, кругом была бы грязь»…

В. Вот вы и нарисуйте, дорогие ребята, какая вам понравилась жизнь: без вредных привычек, когда радостные мама и папа с вами отдыхают на природе, все вместе вы идете в цирк? А может, кому-то нравится такая жизнь, когда все только и думают, как добыть спиртное, сигареты и никого не видят вокруг?

Рисунки детей. По желанию они рассказывают про свой рисунок.

«Реклама и здоровье»

Предварительная работа: разъяснить детям такие понятия, как «реклама», «товар», «покупатель», «рекламодатель».

Товар - это предметы, одежда, продукты питания, которые изготавливают для продажи.

Покупатель - это мы с вами, это люди, которые приобретают товар в магазине, на рынке. Купив тот или иной товар, люди делают свои выводы о нём. Это называется отзывы покупателей. Таким образом другие смогут его прочитать и решить нужна им это вещь или нет

Ход занятия

Дети расположились так, как им удобно: кто на стуле, кто на ковре. Звучит музыка, потом вдруг… реклама про «Алису - шоколадный крем», затем про жевательную резинку «Орбит»…

В. Что это звучит? Как вы догадались? Где вы это слышали? Как часто? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает назвать еще какую-нибудь рекламу. Дети называют «Доктор Дизель», «Красный Бык», пиво «Толстяк».

Детям дается красивая бутылка в форме виноградной грозди, золотистая наклейка на ней, необычная пробка, розовый цвет жидкости в бутылке.

«Розовый, прозрачный напиток, который так и хочется выпить весь без остатка из этой бутылки, напоминающей зрелую гроздь винограда. Пейте все на здоровье! Это вкуснейший напиток - это правда!»

В. Так всегда ли правдива реклама? А рекламируют ли спиртные напитки? (Дети называют рекламу про пиво.) Почему, когда рекламируют алкоголь, сигареты, хвалят только внешний вид, а не говорят о том, как они пагубно влияют на здоровье человека? (Никто бы не купил.) Какая цель стоит у рекламодателей спиртных напитков, сигарет? (Продать товар, получив большие деньги, их не интересует здоровье людей и то, что рекламу смотрят и дети.) Просто у рекламы есть свои приемы. В целях привлекательности для людей, производители рекламы алкогольных напитков прибегают к следующим приемам: выставляют алкоголь в качестве символа взросления (выпил пиво - и чувствуешь себя взрослым), демонстрируют, что люди, употребляющие алкоголь, интересные и необычные. Они никогда не упоминают о здоровье.

Известная артистка или актер заявляют, что она (он) постоянно пользуется этим товаром. А раз они пользуются, то люди думают, что товар хорошего качества. Еще в рекламе говорится, что все люди используют этот товар и человек не хочет оставаться не таким, как все. «Рекламные» герои всегда счастливые и веселые. Они всегда добиваются успеха, и нам кажется, что мы тоже всего добьемся.

Еще в рекламе много шуток, юмора, чтобы люди быстрее запомнили смешные картинки и фразы. Видите, сколько различных приемов надо знать, чтобы сделать рекламу. А давайте сделаем, придумаем правдивую рекламу пива, спиртного напитка.

«Не все золото, что блестит», - говорит старинная пословица. Это прозрачное, золотистое, светлое, пенистое пиво, которое с таким удовольствием сегодня пьют как мужчины, так и женщины, как парни, так и девушки, даже мальчики и девочки (и это очень плохо), но последствия употребления необратимы. (Детям показывают рисунки - мужчина с большим животом, красным носом, женщина неопрятная, с авоськой бутылок, дети (подростки) стоят у школы и пьют пиво, опоздав на урок, а малыши, боясь последствий, представляют себя с «огромными красными ушами, носом».)

Воспитатель еще раз убеждает своих воспитанников в том, как важно с детских лет приучить себя к утренней зарядке, правильному режиму дня, к здоровому образу жизни. Говорит о том, что не надо курить сигареты, пробовать вино. Тогда вся жизнь у человека будет полна светлой радости, доброго здоровья, счастья.

Предложенные дидактические игры помогут обогатить представления старших дошкольников об органах и системах человеческого организма,о полезных и неполезных для здоровья продуктах, об опасных предметах, лекарственных растениях, помогут ребенку относиться к себе и окружающим с пониманием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр,

Способствующих формированию привычки к ЗОЖ у дошкольников через ознакомление со своим организмом.

«К нам пришел Незнайка»

Цель: закрепить представления детей о строении и деятельности организма. Способствовать умению детей видеть неправдоподобность предложенной ситуации. Понимать зависимость физических возможностей человека от строения его организма.

Игровые действия : Дети внимательно слушают рассказ Незнайки. По ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц и какие заметил каждый из них. Затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки.

Материал : кукла Незнайка, фишки, сундучок с поощрительными призами.

«Разложи полезные продукты »

Цель : уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения человека.

Игровые действия : Детям предлагается витрина с картинками с изображением различных продуктов. Нужно рассмотреть и подобрать картинки с продуктами полезными для здоровья (богатые витаминами), объяснить свой выбор.

Материал: ширма-витрина, дидактические картинки с изображением разных видов продуктов (мороженое, макароны, молоко, йогурт, рыба, конфеты и т.д.).

«Что было бы, если бы…»

Цель : Формировать детей относиться к себе (своему организму) внимательно, бережно, с пониманием. Содействовать умению устанавливать простейшие причинно – следственные связи и отношения наших внутренних органов.

Игровые действия : Воспитатель знакомит детей с различными ситуациями, обыгрывает их. Спрашивает детей, что было бы, если бы это случилось с ним (У тебя не было зубов? Ты перестал дышать? Если ты промочил ноги?)

Материал: дидактические картинки с ситуациями.

«Чудесный мешочек»

Цель : уточнить название фруктов, овощей, Упражнять в их назывании и определении их на ощупь, умении составлять рассказ – описание.

Игровые действия : Воспитатель приносит в группу чудесный мешочек с овощами и фруктами. Желающие дети по-очереди стараются определить на ощупь плоды.

Дети составляют рассказ-описание по схеме: размер, форма, цвет, запах, вкус, польза. Если ребенок справился с заданием, получает плод.

Материал : Чудесный мешочек, свежие фрукты, овощи.

«Магазин продуктов»

Цель: Закреплять названия продуктов, их обобщающие понятия (молочные, мясные, рыбные, хлебобулочные). Воспитывать культуру общения.

Игровые действия : Воспитатель с детьми организует ситуацию продуктового магазина. Дети продумывают, какие продукты они хотели бы купить и почему. В порядке очереди покупатели приобретают продукты для себя и своей семьи, объясняя свой выбор.

Материал : ширма-витрина, муляжи или дидактические картинки продуктов (молочные, мясные, хлебобулочные, рыбные). Самодельные бумажные денежки, сумочки.

Четыре картинки: молоко, рыба, мясо, мука.

«Письмо от Почемучки »

Цель: закрепить представления детей о строении и деятельности организма, отдельных органов. Вызвать желание давать советы по ЗОЖ.

Игровые действия : Дети по - очереди достают из конверта от Почемучки вопросы (цветные карточки). Воспитатель читает, дети выслушивают вопрос и кратко и ясно на него отвечают.

Материал: большой цветной конверт с маркой (на конверте адрес д/с, группы), цветные карточки с вопросами к детям.

«Парикмахерская»

Цель : расширять представления о видах и средствах ухода за волосами, формировать понятие «опрятный внешний вид» с помощью разных видов причёсок.

Игровые действия : Воспитатель предлагает детям набор картинок со способами ухода за волосами (расчесать волосы, помыть голову, уложить волосы при помощи резинок, пользоваться только своей расческой, дотрагиваться до волос чистыми руками и т.д.) Другая группа картинок показывает на недостатки внешнего вида детей. Дети выбирают «проблемную» картинку и подбирают способы ухода, подходящие прически, дают советы по уходу за волосами.

Материал : дидактические картинки со способами ухода за волосами, с недостатками во внешнем виде волос.

«Угадай на вкус»

Цель : расширять знания об овощах и фруктах, развивать умение определять их по внешнему виду, запаху, вкусу.

Игровые действия : Воспитатель предлагает детям корзину с дарами осени. Дети рассматривают их, описывают по схеме: размер, цвет, форма, запах. Затем воспитатель детям по-очереди завязывает глаза и угощает дольками овощей и фруктов. Дети рассказывают о вкусе фруктов.

Материал : корзина с овощами и фруктами, косынка, свеженарезанные дольки овощей и фруктов, салфетки по количеству детей, деревянные разовые палочки.

«Источники безопасности»

Цель : закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, упражнять в выборе предметов по описанной ситуации.

Игровые действия : Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактичскими картинками. Под красную карточку положить картинки с изображением опасных ситуаций, под белую – с неопасными ситуациями. Дети объясняют выбор.

Материал : дидактические картинки с изображением опасных и неопасных ситуаций, папка-раскладушка по методу ТРИЗ хорошо-плохо с красной и белой карточкой.

«Если я сделаю так»

Цель : Содействовать умению детей различать грозящую опасность и находить выход из различных ситуаций. Развиватьсообразительность, саногенное мышление.

Игровое действие : Воспитатель задает вопрос, дети внимательно слушают и четко, ясно отвечают на него. Прослушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникнет, если я сделаю так…», или «Опасности не будет, если я сделаю так».

Материал : коробка с поощрительными предметами-фишками.

«Что такое хорошо и что такое плохо »

Цель : Формировать умение детей отличать хорошее поведение от плохого. Закрепить представление о том, что хорошее поведение приносит радость, здоровье и наоборот.

Игровые действия : Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами.) Дети отвечают на вопросы воспитателя.

«Что ты знаешь о…»

Цель : закреплять знания детей о строении, работе, особенностях своего организма, правилах ухода за ним. Развитие внимания, памяти.

Игровые действия : Дети сидят на стульчиках перед воспитателем. Воспитатель – водящий кидает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь о…(например, о мышцах?». Ребенок, поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ.

Материал : мяч.

«Пишем письмо заболевшему товарищу»

Цель : Содействовать умению детей проявлять сочувствие к больному, интересоваться его самочувствием, находить слова поддержки.

Игровые действия : Детям предлагается написать письмо заболевшему товарищу. Воспитатель предлагает подумать детям, что бы они хотели написать, какие слова поддержки сказать. Затем все вместе составляют письмо. В большой, красивый конверт они кладут письмо и заранее приготовленные подарки (рисунки, фотографии, аппликации и т.д.) Письмо отправляется заболевшему товарищу (по желанию детей самими детьми совместно с родителями).

Материал: большой конверт, лист бумаги для письма, рисунки, аппликации, сделанные руками детей.

«Полезная и вредная еда»

Цель: закрепить представление о том, какая еда полезная, а какая вредная для организма. Подвести к пониманию противоречия: мне нравится эта еда…, а моему организму полезна…

Игровые действия : Детям раздают картинки с изображениями продуктов питания. Под зеленую карточку надо положить картинки с полезной едой, а под красную - вредной.

Материал : дидактические картинки с изображением продуктов питания, папка-ширма по методу ТРИЗ хорошо-плохо с зеленой и красной карточками.

«Подбери пару»

Цель : Способствовать умению детей соотносить предметы, изображенные на картинках, с выполняемыми функциями, закрепить полученные представления об органах, их функциях и системах человеческого организма, развивать логическое мышление.

Игровые действия : Дети получают картинки с изображением внутренних органов и изображением предметов, сходных с ними по выполняемым им функциям (сердце – мотор, мозг – компьютер, желудок – кастрюля и т.д.). Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и рассказать, чем схожа работа органов и предметов, разложить картинки парами.

Материал : дидактические картинки с изображением внутренних органов, различных предметов.

«Закончи предложение»

Цель: Формировать умение понимать причинные связи между поведением и следствием. Способствовать сознательному отношению к своему здоровью.

Игровые действия : воспитатель организует игру с детьми в кругу с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку, начиная предложение, а ребенок его продолжает. Например: «Если я буду есть много сладкого, то…», «Если зарядку буду делать каждый день, то…», «Если будешь есть фрукты немытыми, то…»,

«Буду заниматься спортом, чтобы…».

Материал : мяч.

«Кто быстрее»

Цель : систематизировать знания детей о различных видах спорта Воспитание интереса к спорту, желание им заниматься.

Игровые действия : К детям приходит кукла доктора Гантелькина, приносит картинки с разными видами спорта. Дети встают в круг. Гантелькин предлагает показать детям знакомые им виды спорта при помощи мимики и движений. По очереди дети встают в центр круга и показывают задуманный вид спорта. Если дети в кругу отгадают, ребенок получает картинку от Гантелькина.

Материал : кукла доктора Гантелькина, картинки с различными видами спорта.

«Человек»

Цель: закреплять знания о «внутренней кухне» человека, о целостном процессе, происходящем в органах пищеварения.

Игровые действия: команды девочек и мальчиков по сигналу собирают из разрезанных картинок «кухню» человека (внутренние органы пищеварения: рот, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник). Затем сравниваются полученные картинки. Побеждает тот, кто быстро и правильно выложил.

Материал : разрезные картинки с изображением внутренних органов пищеварения.

«Растения, которые лечат »

Цель : закреплять знания о лекарственных растениях (внешний вид, место произрастания) и способах их применения. Расширять представления о пользе лекарственных растений для здоровья человека.

Игровые действия : доктор Пилюлькин открывает аптеку. Рядом на столике разложены картинки с ситуациями: усталое сердце, больной зуб, бородавки, простуда и т.д. Дети выбирают картинку и идут в аптеку за советом к Пилюлькину узнать, какое лекарственное растение может помочь. Доктор рассказывает покупателям о том, как выглядит растение, где произрастает и каким образом его используют (в виде отвара, свежего листа, сока и т.д.)

Материал: кукла доктора Пилюлькина, ширма «Аптека», дидактические картинки с проблемными ситуациями, гербарии лекарственных растений (иллюстрации).

« Какого помощника не хватает »

Цель : показать детям важность каждого в отдельности органа чувств. Развивать познавательное отношение к окружающему миру и самому себе.

Игровые действия : на полу или сдвинутых столах лежат рисунком вниз большие цветные бумажные модели глаза, языка, уха, носа, руки. Педагог сообщает детям о том, что здесь лежат «разведчики» человека пусть дети отгадают, о ком он говорит. Затем перед детьми ставится задача собрать каждого разведчика в единое целое.

Материал : бумажные модели глаза, языка, уха, носа, руки.

« Кто помог»

Цель: закреплять знания детей об органах чувств как анализаторах, позволяющих человеку осуществлять взаимосвязь с внешней средой. Формировать знания о памяти и уме, как необходимых человеку познавать мир.

Игровые действия : воспитатель проводит игру с детьми в кругу с мячом. Педагог начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Например: « Узнать по запаху суп мне помог…», «Рассмотреть жука я могу…», «Маму я узнаю по голосу с помощью…», «Холодную и горячую воду узнают мои...», «Понять, какое на вкус яблоко мне помог…» и т.д..

Материал: мяч.

«Чем помочь?»

Цель : учить устанавливать связи между объектами живой и неживой природы, выстраивать элементарные цепочки связей. Формировать гуманизм в отношении живой природы.

Игровые действия : воспитатель предлагает детям подумать и рассказать о том, что может быть, если в лесу не будет дождя (пожары, высыхание трав), что может случиться с животными во время пожара, что может произойти с птицами во время сильных морозов, что может случиться с растениями во время заморозков

и т.д. Дети рассуждают, устанавливая элементарные причинно-следственые связи, и выкладывают с помощью кубиков логические цепочки связей. За правильно выстроенную цепочку ребенок получает фишку-цветочек.

Материал: дидактические кубики с изображением объектов живой и неживой природы, фишки- цветочки.

«Можно и нельзя»

Цель: Продолжать упражнять детей в правилах поведения в природе, правилам общения с другими людьми. Развивать умение мыслить логически, рассуждать.

Игровые действия : Воспитатель показывает детям картинку, знакомит детей с ее содержанием. Дети, внимательно выслушав рассказ, поднимают красную карточку, если этого делать нельзя; белую, если ситуация соответствует правилам общения и поведения. Дети рассуждают о своем выборе и выборе товарищей.

Материал: иллюстрации с ситуациями поведения человека в природе, при общении. Карточки красного и белого цвета по количеству играющих детей.