Насилие в школе. Как защитить ребенка. Применение мер физического или психологического воздействия к обучающимся недопустимо Психическим насилием над личностью обучающегося

Огромный недостаток современной семьи и школы - это отсутствие в ней обучения школьников методам и практике психологической самозащиты. Зато практики психологического насилия в жизни ребенка сколько угодно - и в отношениях учителей и учеников, и в отношениях детей и родителей, и в отношениях детей между собой.

Отношения взрослых и детей благодаря неизменной однонаправленности закладывают в психику подростков устойчивые схемы подчинения. Это схемы двух типов. Первый тип - подчинение, оправданное естественным распределением ролей. Оно возникает в жизни всюду там, где при больших различиях в компетентности право на определение способов действия предоставляется более компетентной стороне. Например, клиент не вмешивается в сам процесс портновского кроя, в использование ножниц парикмахером, в приготовление пищи ресторанными поварами. Так же и взрослый компетентнее ребенка и это порождает естественное подчинение.

Второй тип подчинения ребенка взрослому в корне отличается от первого. Это совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение, которое в школе и дома иногда бывает очень похоже на рабство.

Пункт 6 статьи 15 Закона "Об образовании" гласит:

"Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается".

Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Поэтому очень важно идентифицировать психологическое насилие детей и в школе и в семье, дать этому понятию четкое определение.

Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Психическое насилие - воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.

Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

Психологическим насилием является:

  • отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
  • угрозы в адрес ребенка;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
  • предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
  • ложь и невыполнение взрослым обещаний;
  • однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
  • обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
  • принижение его успехов, унижение его достоинства;
  • длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
  • совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям;
  • причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
  • К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется:

  • задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
  • импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;
  • попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);
  • уступчивость, податливость;
  • ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;
  • депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;
  • запущенность, отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;
  • не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
  • брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
  • нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
  • не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
  • устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.
  • Если ваш ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то:

  • Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
  • Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.
  • Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
  • Не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...".
  • Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Из истории: Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э. детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали.
Научными исследованиями установлено, что: насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство; более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.
Ученый-психолог Д. Гилл разделил детей - жертв жестокого обращения на несколько возрастных групп:
первая - от 1 года до 2 лет; вторая - от 3 до 9 лет (число случаев удваивается);
третья - с 9 до 15 лет (частота снова понижается, пока не достигается исходный уровень, а после 16 лет постепенно совсем исчезает).
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:
- страх;
- возмущение, протест;
- обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации;
- разрушение «нравственных тормозов»;
- стремление к обману, изворотливость;
- потерю способности к здравому рассуждению;
- ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;
- агрессивное поведение;
- снижение самооценки;
- ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).
Виды насилия

Физическое насилие
Сексуальное насилие
Психологическое насилие

Психическим (эмоциональным насилием) являются эпизодические или регулярные оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению эмоциональных или поведенческих нарушений. Психическим насилием будет также однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению острой реакции на стресс или посттравматических расстройств; а также случаи повторного воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации ∗ .

Некоторые авторы разделяют психическое и эмоциональное насилие. Так Н.О. Зиновьева и Н.Ф. Михайлова под эмоциональным насилием над ребенком понимают «любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни» (3); а под психологическим насилием - «совершение по отношению к ребенку деяния, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей»

Психическое насилие всегда осуществляется с прямым умыслом, целью родителей является наказание или изменение поведения ребенка путем причинения ему душевных страданий.

основных проявлений (форм) психического насилия: отвержение, изоляция, терроризирование, игнорирование и развращение.

Отвержение проявляется в том, что взрослый отказывается признавать ценность ребенка и свою обязанность удовлетворять его основные потребности, не признается право ребенка просить или требовать что-либо от родителей.

При изоляции взрослый резко ограничивает социальные контакты ребенка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. В крайних случаях могут ограничиваться контакты даже с другим родителем. У ребенка возникает впечатления полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.

Терроризирование проявляется в постоянной вербальной агрессии, запугивании и угрозах со стороны взрослого, что создает у ребенка чувство страха, тревоги и неуверенности. Ребенок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный. Терроризированием являются не только угрозы физической расправой со стороны взрослого, но и запугивание возможными враждебными действиями со стороны других лиц (например, преступников или педофилов), которые взрослый рассматривает как заботу о безопасности ребенка.

При игнорировании взрослый лишает ребенка одного из важнейших условий нормального психического развития – обратной связи со значимым взрослым (отклика взрослого на обращение ребенка, его поведение). Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребенка или психической патологии родителя.

Развращение проявляется в том, что взрослый способствует искаженной социализации ребенка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребенок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптированным.

Непосредственно после перенесенной психической травмы состояние ребенка определяется острой реакцией на стресс. Специфические для психического насилия интеллектуальные и эмоциональные нарушения возникают некоторое время спустя после перенесенной психической травмы, поэтому они отсутствуют, если ребенок попал в поле зрения специалистов сразу же после ее получения.

На первом году жизни у ребенка формируется доверие к окружающим. Важнейшее значение для формирования у ребенка доверия к окружающим имеет удовлетворение этими лицами основных потребностей ребенка (в пище, заботе и внимании, любви и комфортных условиях).

В период от одного года до трех лет ребенок овладевает способностью автономного, независимого от матери существования. В частности, у него появляются навыки самообслуживания (умение самостоятельно есть и одеваться).

В возрасте от трех до шести лет ребенок исследует окружающий мир, усваивает границы допустимого поведения и общепринятые моральные нормы; понимает, что нарушение этих границ вызывает конфликты со сверстниками и взрослыми, причем следствием конфликтов со взрослыми нередко становится наказание; он узнает, что другие люди также обладают суверенными правами, нарушение этих прав должно вызывать у него чувство вины. Чтобы ребенок благополучно преодолел этот этап развития, взрослым, прежде всего родителям, необходимо обеспечить баланс между его инициативой, безопасностью и уважением прав окружающих.

В период от шести до двенадцати лет основной деятельностью ребенка становится учеба. С началом обучения в школе ребенок активно усваивает знания, у него формируются сложные социальные навыки, а также отношение к себе как к успешной и компетентной личности. В связи с этим неуспешность в учебе или другой значимой для ребенка деятельности резко снижает его самооценку, ведет к формированию чувства неполноценности, нарушает взаимоотношение со сверстниками.

В возрасте от двенадцати до двадцати лет происходит переход от детства во взрослую жизнь. В этот период подросток усваивает соответствующую его полу модель поведения, осознает свою социальную позицию. На данном этапе развития основное влияние на подростка оказывают сверстники, а не взрослые.

Особенности поведения взрослых при совершении эмоционального насилия

не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" .

Наиболее часто встречающимися последствиями психологические насилия над детьми являются:

  • отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;
  • агрессивность;
  • импульсивность, недостаточная способность к контролю над собственным поведением;
  • низкая самооценка и повышенная тревожность;
  • неумение устанавливать доверительные, эмоционально теплые отношения;
  • трудности в общении со сверстниками

Последствия жестокого обращения с детьми

уход в религиозные секты;

объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;

агрессивное, преступное поведение детей;

сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др

Миф 1.Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях (78 % положительных ответов)
Факт - Насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать и в семьях с высоким уровнем образования и доходов. Социально неблагополучные семьи более прозрачны, проблемы ребенка из такой семьи заметны окружающим и представителям органов власти. Семьи с высоким доходом более закрыты, и рядом с ребенком, страдающим от насилия в «социально - благополучной» семье, нет никого, кто бы мог за него заступиться. Внешнее благополучие семьи не является гарантией безопасности ребенка.
Миф 2. Физические наказания могут пойти ребенку на пользу
(17 % положительных ответов)
Факт - Физические наказания оставляют в детях чувства страха и унижения и желание отомстить. Они усиливают состояние ярости и фрустрации, при этом прививаемые таким путем нравственные нормы и ценности не усваиваются и не становятся внутренними ценностями. Наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его. Родители, физически наказывающие детей, служат для них примером агрессивности.
Миф 3. Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение
(51 % положительных ответов)
Факт – Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых испытывать недовольство, раздражение и даже сильный гнев. Но только взрослые ответственны за то, какие способы - насильственные или ненасильственные - они выбирают для выражения своего гнева. Приверженность взрослых к насильственным способам закрепляет, согласно теории социального научения, незрелые формы саморегуляции и деструктивные формы поведения у детей.
Миф 4. Случаи сексуального насилия в отношении детей – редкость
(30 % положительных ответов)
Факт – По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии органы внутренних дел России ежегодно регистрируют 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела. Эти цифры не отражают реального положения дел, так как они регистрируют только те случаи насилия, когда преступники были арестованы и понесли заслуженное наказание. Случаев сексуального злоупотребления детьми в среднем в 3 раза больше, чем случаев избиения. Около 25 % женщин в нашей стране подвергались сексуальному насилию в детстве.
Миф 5. Сексуальное насилие над детьми чаще всего совершается незнакомцами (62 % положительных ответов)
Факт - В 75-80 % случаев насильники знакомы детям, из них 45 % - это родственники: родители и лица, их заменяющие. В среднем считается, что 9 из 10 пострадавших детей знакомы с насильниками или связаны с ними родственными отношениями.

Рекомендации родителям:
1.Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
2.Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
3.Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
4.Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
5.Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
6.У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.
7.Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
8.Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Таким образом, давайте будем гуманны к своим детям и в первую очередь начнем с себя!


Психологическое насилие в школе – миф или реальность?
Уполномоченный по правам ребенка в НАО
Т.Е.Гашева
В образовательном учреждении педагог является одной из ключевых фигур, влияющих на психическое и соматическое здоровье детей. Различные парадигмы образования ориентируют учителя на создание комфортной развивающей среды для детей, умение строить конструктивное взаимодействие с учеником как во время урока, так и во внеурочной деятельности (в начале XXI века лидировало личностно-ориентированное обучение, а в последние годы «набирает силу» компетентностный подход в образовании).
К сожалению, наши школы еще далеки от реализации принципов гуманизма и толерантного отношения к самой уязвимой и незащищенной категории населения – детям.
Факты психологического насилия в образовательных учреждениях не скрываются ни взрослыми, ни детьми, и выражаются они в угрозах в адрес обучающегося, преднамеренной изоляции школьника; предъявлении к ученику чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорблении и унижении достоинства; систематической необоснованной критике ребенка, выводящей его из душевного равновесия; демонстративном негативном отношении к обучающемуся.
Психологическое насилие, совершаемое учителем в виде сарказма, насмешек, высмеивания, унижения личности, приводит к функциональным изменениям в здоровье ребенка, отчуждению его от школы. Многочисленные исследования ученых показали, что насильственные действия педагогов в начальной школе ведут к более низкому проявлению способностей детей, их социальной некомпетентности. Такое насилие рождает проблемы в поведении детей – агрессию, чувство неадекватности и неполноценности, вызывает у ребенка стресс, подобный эффекту травмы и физического насилия.
В научных публикациях отражены некоторые особенности личности учителя, способствующие возникновению насильственных действий по отношению к учащимся. К ним относятся: ригидность, стремление к доминированию, тревожность, быстрая раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая устойчивость к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность.
Стресс, «выгорание» и профессиональная деформация учителя искажают объективную картину поведения ученика, приводят к негативному восприятию любой ситуации «непослушания», становятся пусковым механизмом для «выяснения отношений». У детей, страдающих от насилия учителя, возникают симптомы посттравматического стресса, формируется комплекс неполноценности, ущербности. В младших классах такие ученики проецируют насилие в виде агрессии к животным, сверстникам, а в подростковом возрасте их мишенью становятся и сами учителя.
Анализ данной проблемы в школах показал, что у педагогов существуют заниженные представления о вреде и последствиях психологического насилия по отношению к учащимся. Многие педагоги считают, что больший вред наносится ребенку в случае физического насилия, нежели словесного (вербального). Жизнь показывает другое - детские суициды чаще связаны с длительно повторяющимися эмоциональными и социальными формами насилия, постепенно или спонтанно расшатывающими неокрепшую психику несовершеннолетнего.
В рамках всемирной акции «16 дней без насилия» Уполномоченным по правам ребенка в НАО в восьми школах было проведено анкетирование (методом «случайной выборки») и беседы с учащимися по проблеме психологического насилия. Всего участвовало 386 учащихся в возрасте 13 – 17 лет. Результаты были неутешительными: в образовательных учреждениях данная проблема существует (испытывали оскорбление или унижение со стороны учителей один раз – 14,5 % опрошенных, несколько раз – 12 % детей). Более ранимо по отношению к себе реагируют учащиеся в возрасте 13 – 15 лет, находящиеся на пике подросткового возраста.
Высокий уровень психологического насилия отмечается и в отношениях между подростками (каждый четвертый ребенок испытал неоднократные унижения и оскорбления со стороны сверстников).
Незначительное количество утвердительных ответов в графе «родители» свидетельствует о том, что в семьях различные виды психологического насилия со стороны родителей, родственников к детям не воспринимаются как не соответствующие норме. В системе конвенциальных норм, в отношениях «свой – чужой» все обиды переносятся острее, тяжелее, и оставляют неизгладимый след в душевном здоровье ребенка.
Очень часто одни детские проблемы наслаиваются на другие. Школьник, испытывающий трудности в обучении, общении с одноклассниками, становится очень чувствительным к эмоциональным реакциям педагога. Любое требование с его стороны, не согласующееся с ожиданиями ребенка, воспринимается как отрицание, недоброжелательность, предвзятость. Следует также учитывать, что в понимании ребенка психологическое насилие – сугубо индивидуальный конструкт, если факт насилия – единичный. В ситуациях массового «отторжения» детей в системе «учитель - ученик» необходимо искать причину в личности учителя, его методах обучения и стиле межличностного взаимодействия.
В Декларации прав ребенка (1959 г) сказано, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». В Конвенции о правах ребенка (1989г), в ст. 19, черным по белому написано: «государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения». В Законе РФ «Об образовании» (1992 г.), в ст. 15, четко обозначено: «дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается». В наших школах, вопреки всем нормативно-правовым актам, - допускается?
Вывод один: только осознанное восприятие насилия в школе как феномена, знание о различных видах насилия, психическое здоровье учителя, моральные суждения учителей, их ценности, ожидания и поведение, а также – правовая компетентность, могут стать превентивным барьером для любых видов насилия по отношению к детям.
Каждый случай негуманного отношения к ребенку – на совести взрослого, преступившего черту дозволенного.

Вообще говоря, отлично написано.
Вскрыта тотальная дисфункциональность и склонность к насилию, вследствие патологических черт характера, значительной части учительниц. Вопрос проведения психиатрической экспертизы учителей крайне актуален, ведь психическое насилие в школах широко распространено и самими учительницами воспринимается как метод воспитания и поддержания порядка.
Тем самым они ломают психику детей с младшего школьного возраста, подрывают их мотивацию учиться, препятсвуют их социализации и просто разрушают психическое здоровье детей.

А в этой статье хорошо освещено, что является насилием со стороны облеченных властью женщин, в отношении вверенных им детей:

Огромный недостаток современной семьи и школы - это отсутствие в ней обучения школьников методам и практике психологической самозащиты. Зато практики психологического насилия в жизни ребенка сколько угодно - и в отношениях учителей и учеников, и в отношениях детей и родителей, и в отношениях детей между собой.

Отношения взрослых и детей благодаря неизменной однонаправленности закладывают в психику подростков устойчивые схемы подчинения. Это схемы двух типов. Первый тип - подчинение, оправданное естественным распределением ролей. Оно возникает в жизни всюду там, где при больших различиях в компетентности право на определение способов действия предоставляется более компетентной стороне. Например, клиент не вмешивается в сам процесс портновского кроя, в использование ножниц парикмахером, в приготовление пищи ресторанными поварами. Так же и взрослый компетентнее ребенка и это порождает естественное подчинение.
Второй тип подчинения ребенка взрослому в корне отличается от первого. Это совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение, которое в школе и дома иногда бывает очень похоже на рабство.

Пункт 6 статьи 15 Закона "Об образовании" гласит:
"Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается".
Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Поэтому очень важно идентифицировать психологическое насилие детей и в школе и в семье, дать этому понятию четкое определение.
Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Психическое насилие - воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.
Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности

Психологическим насилием является :

Отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
угрозы в адрес ребенка;
преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
ложь и невыполнение взрослым обещаний;
однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
принижение его успехов, унижение его достоинства;
длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям;
причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка

К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется :

Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;
попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);
уступчивость, податливость;
ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;
депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;
запущенность, отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;
не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.
Если ваш ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то:
Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.
Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
Не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...".
Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

.
Применение подобных методов воспитания в своей работе также может стать причиной наложения на педагогического работника дисциплинарного взыскания в виде увольнения. При этом для увольнения уличить сотрудника учебного заведения в подобной провинности достаточно однократно.
Под физическим насилием над личностью принято считать непосредственное физическое воздействие на организм человека. Например, побои, истязания различными предметами и веществами и др. Психическое насилие - это метод воздействия на душевное состояние ученика. Например, угрозы, запугивание, оскорбление и унижение достоинства, принуждение к аморальным поступкам и т.д.
При наложении дисциплинарного взыскания за подобные действия следует соблюдать норму п. 2 ст. 55 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании". Так, расследование нарушений может быть проведено только по поступившей жалобе на педагогического работника, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.
Дисциплинарное взыскание в виде увольнения накладывается по правилам, описанным в ст. ст. 192 и 193 Трудового кодекса РФ, и оформляется соответствующим приказом, составленным в произвольной форме. С приказом педагога нужно ознакомить под роспись. Если он отказывается от подписи, в присутствии двоих свидетелей составляют акт об этом.
Также для увольнения необходимо составить и второй приказ по унифицированной форме N Т-8. Его оформляют на основании приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения. Поэтому реквизиты этого приказа отражают в графе "основание (документ, номер, дата)".
Запись о прекращении трудового договора вносится в трудовую книжку. При этом указывается, что договор прекращен ввиду применения методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над обучающимся, по основаниям п. 2 ст. 336 Трудового кодекса РФ. Аналогичная формулировка основания для увольнения вносится в приказ об увольнении и личную карточку работника.

Каждый месяц, кроме летних, в России гремит скандал, связанный с психическим или физическим насилием учителя над учениками, - один перечень таких историй займет газетную полосу. Подробности дикие: учительница написала первокласснику оценку...

Каждый месяц, кроме летних, в России гремит скандал, связанный с психическим или физическим насилием учителя над учениками, - один перечень таких историй займет газетную полосу. Подробности дикие: учительница написала первокласснику оценку на лбу, узнав, что он забыл дневник; учитель вывел ребенка из кабинета и ударил в живот. Одна учительница прилепила девочке жвачку к волосам, другой скинул ученика со стула, третья била детей линейкой, четвертая запирала первоклашек в шкафу.

Шумные дела, дошедшие до суда, прокуратуры и прессы, - верхушка айсберга. По данным фонда «Право ребенка», учительское насилие в школах касается 20% детей - каждого пятого.

1 марта прокуратура Москвы предложила создать общероссийскую базу данных о педагогах, которые были замечены в применении насилия над детьми.

Все примеры ниже - московские, свежие, из приличных школ.

Для печати подробности рассказывают крайне неохотно и только с условием полной анонимности: такие раны долго не заживают.

Обыкновенные истории

«Учительница физкультуры заставила первоклассников, у которых не было формы, раздеться и заниматься в нижнем белье».

«На перемену детей не отпустили, на следующем уроке мальчик попросился выйти, но учительница не разрешила. Он попросился громче. Учительница отказала, потому что он «по-хамски разговаривает». Ребенок описался прямо на уроке».

«Учительница началки говорит: «Козлов полностью оправдывает фамилию: козел - он и есть козел».

Подробностями готовы делиться только те, у кого ребенок уже перешел в другую школу.

«Учительница ударила моего сына по руке за то, что он неаккуратно пишет. На следующий день он подрался с другим мальчиком, и она выдрала обоих за уши. Сын сказал, что уже не в первый раз. У второго мальчика на ушах я видела кровоподтеки - и старые, и свежие, - но его мама жаловаться побоялась. Учительница била еще троих детей, но все молчали.

Я пошла к директору. Та обещала принять меры - вплоть до увольнения. Родители стали собирать подписи в защиту учителя и против моего ребенка. Мне говорили: ваш сын ее доводит, таких надо драть! Учительницу уволили, но через два дня делегация родителей сходила к директору и уговорила восстановить ее на работе. Я просто перевела сына в другую школу - даже жаловаться не стала».

Интересно, что чуть не в половине случаев, дошедших до суда, родители ходят по властям с коллективными письмами: просят вернуть педагогов.

Беззащитность и безнаказанность

Но вот другая история. В конце ноября минувшего года московский шестиклассник на уроке математики в ответ на замечание послал немолодую учительницу известно куда. Она ударила его по лицу. Мальчик собрал вещи и пошел на выход, учительница догнала его и ударила еще раз, у него пошла носом кровь. Учительницу немедленно уволили по статье 336 Трудового кодекса. Что случилось, педагог с тридцатилетним стажем сама не понимает: «Затмение нашло». Ученики просят директора вернуть учительницу. Мальчика перевели в другой класс, потому что в своем ему говорят: «Все из-за тебя».

Статья 336 ТК РФ предусматривает увольнение учителя даже за однократное применение физического или психического насилия к ученику. Мера необходимая и оправданная.
Учитель, конечно, не должен кидаться на ребенка. Но и ребенок не должен материть учителя. А если выматерил - не должен по младости лет оставаться безнаказанным.

Что может сделать учитель в ответ на оскорбление? «Записать в дневник», поставить двойку и вызвать родителей в школу. Ученик защищен малолетством, учитель не защищен ничем и связан этическими ограничениями. Насилие использовать нельзя, но что можно? В обычной жизни после уговоров и замечаний люди начинают орать или переходят к административным мерам; орать учителю не положено, а меры не предусмотрены.

В советской школе работали принципы коллективного воспитания и карательные механизмы: нас могли пропесочить на пионерском сборе или заседании комитета комсомола, вызвать с родителями на педсовет или даже написать им в парторганизацию. Всего этого больше нет, и слава богу. Вопрос - что есть? Самостоятельно справиться с проблемой дисциплины удается только талантливым учителям, и то интуитивно. Хотя это не бог весть какая эзотерика, и «держать класс» - не бином Ньютона. В иных странах специально учат «управлению классом», но отечественная методическая наука переживает не лучшие времена.

Беспомощность

На популярных видеосервисах в Интернете выложено множество записей, сделанных детьми на уроках, телефонами. Учителя исступленно бранятся, колотят детей по головам книжками… А дети смеются, иногда даже те, кого колотят: ура, цирк приехал! А учителя, кажется, совсем забыли, кто в классе взрослый. Они видят в своих юных мучителях сформировавшихся, законченных отморозков. И мстят им за боль и унижение - по-взрослому, без скидок на малолетство.

Я отсмотрела около полусотни записей, сделанных в разных школах и городах. Бросается в глаза то, как одинаковы учителя с их безнадежным криком (на который школьники не обращают внимания) и полным забвением целей урока. Пока учитель поглощен разборкой с обидчиком, в классе царит хаос: дети перекрикиваются, входят и выходят, скачут, болтают… Перед нами прежде всего провальные уроки - и методически, и дисциплинарно.

Говорят, что нынешние дети - настоящие беспредельщики. И такие бывают, и видеозаписями это подтверждается. Но чаще всего перед нами всего лишь глупые и наглые дети, чувствующие безнаказанность и не знающие границ. Вопрос о границах дозволенного и о том, кто должен их обозначить, - острейший в сегодняшней школе.

Вот одна учительница пишет на сайте пресловутого сериала «Школа»: «Мы не воспитатели, а учителя! А воспитание закладывается в семье. Так что это сигнал не нам, учителям, а ВАМ, уважаемые родители! Почаще надо заглядывать ребенку в душу, а не затыкать еe деньгами и свободой, и в школу заходить не 4 раза в год на собрания, а хотя бы раз в месяц! Вот тогда и результат будет!».

Учителя свято веруют, что у родителей есть пульты дистанционного управления детьми. И забывают о том, что на уроке дети - это социальная группа, в которой действуют свои законы, и что родители в эту группу уже не входят.

Что делать?

Методическая неграмотность порождает скучные уроки. Неумение поддерживать дисциплину без крика и наказаний порождает хаос. Как только на хаос и скуку накладываются дополнительные факторы стресса (школьники хулиганят, дома все плохо, директор наорал) - учителя начинают взрываться, как банки в погребе, и калечить окружающих.

При этом проблема дисциплины не решается увольнением учителя и исключением ученика.

Чтобы ее решать, надо разрабатывать и внедрять в жизнь школьные правила, продумывать правовые, нерепрессивные дисциплинарные меры: что может и должен делать учитель в типовой ситуации, когда ученик дерется на уроке или хамит матом? Надо учить педагогов справляться с конфликтами без лишних эмоций и удерживать внимание класса, надо обеспечить им возможность психологической помощи и разгрузки. Кто это должен делать? Это вопрос не только к Минобрнауки и региональным образовательным властям, но и к каждой школе.

Что делать родителям? Объяснять детям, которые часто просто не понимают социальных ролей, как можно и как нельзя разговаривать с учителем и вести себя в классе; младшим - что не надо бояться рассказать родителям о проблемах с учителем. Если педагог превысил полномочия - точно выяснять, что случилось и какова доля вины ребенка (если она есть - работать с этим отдельно). Фиксировать побои у врача, а моральный вред - у психолога, если вред и побои налицо. Заявление на имя директора школы - обязательно, в милицию - по желанию, все это с копиями справок. Копию заявления можно подать в районное управление образования. Если школа не принимает никаких мер - изымать ребенка из травмирующей ситуации и жаловаться выше: в районное управление образования, в прокуратуру.

Пока молчим - ничего не изменится.

Под текст

Нормы закона, о которых надо помнить и на которые можно ссылаться в заявлениях:

Закон об образовании :

Статья 2 говорит, что государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Пункт 6 статьи 15 гласит: «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается».

Статья 156 УК РФ предусматривает штраф, исправительные работы или тюремное заключение до трех лет за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогом, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Возможно также лишение права вести педагогическую деятельность на несколько лет.

Статьи 115 и 116 УК РФ устанавливают ответственность за побои и истязания.

Статья 336 ТК РФ предусматривает увольнение педагога даже за однократное применение физического или психического насилия к учащемуся.

Статья 151 ГК РФ позволяет требовать денежной компенсации за причиненный моральный вред (физические и нравственные страдания).